Тегеранский базар


Бурлящее торговое море начинается у площади Имама Хомейни и заливает несколько городских кварталов с улицами, дворами и мечетями. Здесь собираются тысячи жителей иранской столицы. Одни зарабатывают на жизнь, другие ищут товары или пришли побродить по торговым рядам, пробуя курагу, примеряя головные уборы и прицениваясь к кувшинам и тарелкам. Это хаос улиц и переулков со множеством таинственных пыльных двориков и закутков, и пробивающимися через крыши солнечными лучами.

На тегеранском базаре можно торговаться, хоть и не так азартно, как на базарах других азиатских городов. Здесь не будут заламывать неслыханную цену, но и скинут немного. А чаще ответят вежливо, но твёрдо: цена фиксированная.  

Здесь все работают на виду. Ткут персидские ковры, чеканят узор на металлической посуде или пекут хлеб. Одна из старейших профессий рынка – кули, носильщик. У этих работяг есть специальное приспособление, похожее на рюкзак. Оно и называется «куле». С его помощью можно переносить на спине тяжелые и объемные грузы. Носильщик надевает на спину куле, наклоняется перед башней из коробок и ловко закидывает за спину всю башню. Главное, не растерять товар по дороге.

Некоторые куле сшиты из старых ковров. В Иране так много ковров, что их используют для любых целей. Берут с собой на пикник вместо подстилки. Закрывают от солнца припаркованную машину или мотоцикл. Стелют на дно телеги, даже делают обивку для сидений автобусов.

Вот на ковре, расстеленном в проходе между лавок, сидят торговцы перстнями. Мужские перстни с массивными камнями украшают их волосатые руки, иногда по две штуки на каждом пальце – для рекламных целей. Камни якобы помогают в делах, улучшают здоровье, защищают от сглаза. Но еще это статусная вещь, подчеркивающая, что владелец перстня – человек состоявшийся, сам коробки с товаром не таскает.

Одна из самых уважаемых лавок на базаре – заведение 60-летнего Хаджи Хамида Голь Бабы. Он производит аламы, тяжелые металлические конструкции со священными изображениями ладоней, мечей и мифических животных. Такие носят иранские шииты на ашуру, день поминовения злодейски убитого имама Хуссейна. Каждая конструкция весит от 50 до нескольких сотен килограмм. В обычное время её тяжело оторвать от земли. Но, как утверждают шииты, на день ашуры у них появляются сверхъестественные силы, позволяющие не только поднять, но и нести металлический алам целый день в одиночку или с небольшой группой помощников. На изготовление самых крупных конструкций уходит до 3 месяцев работы, поэтому заказы расписаны у Хамида на год вперёд.

А вот ещё более известная лавка. Здесь делают глиняные печи-тануры для выпечки хлеба. Её владельцу Исмаилу Фардо Хуссейни 88 лет. Тануры он лепит с детства, когда помогал отцу. Если бы у него была трудовая книжка, то в нынешнем году его рабочий стаж составил бы 80 лет! Даже сегодня, когда у него есть помощники, Исмаил месит глину собственными руками и ногами, смешивая её с соломой и песком. Получившиеся тануры пользуются спросом не только в Иране, но идут на экспорт в Армению, Англию, США… Профессия считается исчезающий, поэтому в мастерскую часто приходят студенты, чтобы научиться делать печи.

Исмаил показывает огромное здание, пристроенное к его лавочке. Это современный торговый центр с лифтом, бассейном и широкими лестницами: пять этажей, 180 офисов. Мастер построил его на доход от глиняных печей. Сейчас бизнесом занимается его семья, а он давно мог бы уйти на покой, но продолжает лепить печи.

- Это молодые работают ради денег, - говорит Исмаил. – А мы, старики, ради пользы. Люди покупают танур, делают хлеб. У нас в Иране хлеб уважают. Его не выбрасывают, а если найдут на улице, то подберут и положат птицам. Я думаю, что у меня хорошая работа. Бог послал мне хорошую жизнь.

На одной из площадок базара столпотворение. Стоящие на возвышении молодые парни что-то выкрикивают. Из толпы к ним тянутся руки. Это биржа труда. Парень с блокнотом громко выкрикивает: «песчаный карьер – два человека» или что-то подобное. «Я! Я!» - кричат желающие. Есть шанс получить работу прямо сейчас, но на всех не хватит. А работа нужна, никто не хочет прослыть бездельником.

На циркулирующую по рынку публику из платяных лавок глядят манекены. Каждое лицо и фигура – уникальны. Их делают разными еще на производстве, а лавочники украшают дополнительно. Надевают парики, клеят усы, бороды и бакенбарды, разрисовывают пластиковые руки татуировками, раскрашивают зрачки. Манекены улыбаются, хмурятся, кричат, мечтают, играют мускулами и даже выпячивают живот. Для одежды размера XXXXL используются и манекены соответствующих габаритов.

Из закутков базара тянутся и щекочут ноздри прохожих одуряющие ароматы. Это работают забегаловки и ресторанчики, в которых жарят обычную для Ирана длинную котлету-кебаб. Подают её с пачкой лепешек или горой риса. С куском печеного помидора, веткой петрушки и долькой соленого огурца. Или предлагают посетителям дизи - фасолевую похлебку с бараниной. Блюдо подают в горшке, в придачу дают пустую тарелку и пестик. Нужно аккуратно слить жидкость в тарелку и покрошить туда лепешку. Когда она размокнет, хлеб съедают. Потом наступает очередь мясной гущи с фасолью и овощами, которую разминают пестиком. И есть интересно, и сыт весь день.
Еще на улицах рынка можно встретить удивительный напиток - самогон из роз. Разумеется, безалкогольный. Ведь алкоголь в Иране запрещен. Но самогонные аппараты самые настоящие. В медных котлах томится на огне варево из розовых лепестков. Вместо змеевика – длинные трубки, по которым пар попадает в плавающий в холодной воде кувшин, превращаясь в цветочный напиток. Добавьте больше лепестков, и получится туалетная вода. Но обычно концентрация не очень высокая, и напиток можно пить. Для сладости его смешивают с сахарным сиропом. Говорят, помогает успокоиться, снять напряжение.
Тегеран меняется. Рядом с местными товарами продаются импортные – китайские. Ветхие караван-сараи сносят бульдозерами, строя на их месте торговые центры и кондиционированные супермаркеты. Город стремится быть современным, как и пристало столице нефтеносного государства. Но атмосфера традиций и уважения к труду на центральном базаре остается неизменной.