Бурлящее торговое море начинается у площади Имама Хомейни и
заливает несколько городских кварталов с улицами, дворами и
мечетями. Здесь собираются тысячи жителей иранской столицы.
Одни зарабатывают на жизнь, другие ищут товары или пришли побродить по
торговым рядам, пробуя курагу, примеряя головные уборы и прицениваясь
к кувшинам и тарелкам. Это хаос улиц и переулков со множеством
таинственных пыльных двориков и закутков, и пробивающимися через крыши
солнечными лучами.
На тегеранском базаре можно торговаться, хоть и не так азартно, как на базарах других азиатских городов. Здесь не будут заламывать неслыханную цену, но и скинут немного. А чаще ответят вежливо, но твёрдо: цена фиксированная.
На тегеранском базаре можно торговаться, хоть и не так азартно, как на базарах других азиатских городов. Здесь не будут заламывать неслыханную цену, но и скинут немного. А чаще ответят вежливо, но твёрдо: цена фиксированная.
Здесь все работают на виду. Ткут персидские ковры, чеканят
узор на металлической посуде или пекут хлеб. Одна из старейших
профессий рынка – кули, носильщик. У этих работяг есть специальное приспособление,
похожее на рюкзак. Оно и называется «куле». С его помощью можно переносить на
спине тяжелые и объемные грузы. Носильщик надевает на спину куле, наклоняется
перед башней из коробок и ловко закидывает за спину всю башню. Главное, не
растерять товар по дороге.
Некоторые куле сшиты из старых ковров. В Иране так много
ковров, что их используют для любых целей. Берут с собой на пикник вместо
подстилки. Закрывают от солнца припаркованную машину или мотоцикл. Стелют на
дно телеги, даже делают обивку для сидений автобусов.
Вот на ковре, расстеленном в проходе между лавок, сидят
торговцы перстнями. Мужские перстни с массивными камнями украшают их волосатые
руки, иногда по две штуки на каждом пальце – для рекламных целей. Камни якобы
помогают в делах, улучшают здоровье, защищают от сглаза. Но еще это статусная
вещь, подчеркивающая, что владелец перстня – человек состоявшийся, сам коробки
с товаром не таскает.
Одна из самых уважаемых лавок на базаре – заведение
60-летнего Хаджи Хамида Голь Бабы. Он производит аламы, тяжелые металлические
конструкции со священными изображениями ладоней, мечей и мифических животных.
Такие носят иранские шииты на ашуру, день поминовения злодейски убитого имама
Хуссейна. Каждая конструкция весит от 50 до нескольких сотен килограмм. В
обычное время её тяжело оторвать от земли. Но, как утверждают шииты, на день
ашуры у них появляются сверхъестественные силы, позволяющие не только поднять,
но и нести металлический алам целый день в одиночку или с небольшой группой
помощников. На изготовление самых крупных конструкций уходит до 3 месяцев
работы, поэтому заказы расписаны у Хамида на год вперёд.
А вот ещё более известная лавка. Здесь делают глиняные
печи-тануры для выпечки хлеба. Её владельцу Исмаилу Фардо Хуссейни 88 лет.
Тануры он лепит с детства, когда помогал отцу. Если бы у него была трудовая
книжка, то в нынешнем году его рабочий стаж составил бы 80 лет! Даже сегодня,
когда у него есть помощники, Исмаил месит глину собственными руками и ногами,
смешивая её с соломой и песком. Получившиеся тануры пользуются спросом не
только в Иране, но идут на экспорт в Армению, Англию, США… Профессия считается
исчезающий, поэтому в мастерскую часто приходят студенты, чтобы научиться
делать печи.
Исмаил показывает огромное здание, пристроенное к его
лавочке. Это современный торговый центр с лифтом, бассейном и широкими лестницами: пять
этажей, 180 офисов. Мастер построил его на доход от
глиняных печей. Сейчас бизнесом занимается его семья, а он давно мог бы уйти на покой, но продолжает лепить печи.
- Это молодые работают ради денег, - говорит Исмаил. – А мы,
старики, ради пользы. Люди покупают танур, делают хлеб. У нас в Иране хлеб уважают. Его не выбрасывают, а если найдут на улице, то подберут и
положат птицам. Я думаю, что у меня хорошая работа. Бог послал мне хорошую
жизнь.
На одной из площадок базара столпотворение. Стоящие на
возвышении молодые парни что-то выкрикивают. Из толпы к ним тянутся руки. Это
биржа труда. Парень с блокнотом громко выкрикивает: «песчаный карьер – два человека» или что-то подобное. «Я! Я!» - кричат желающие. Есть шанс получить
работу прямо сейчас, но на всех не хватит. А работа нужна, никто
не хочет прослыть бездельником.
На циркулирующую по рынку публику из платяных лавок глядят
манекены. Каждое лицо и фигура – уникальны. Их делают разными еще на
производстве, а лавочники украшают дополнительно. Надевают парики, клеят усы,
бороды и бакенбарды, разрисовывают пластиковые руки татуировками, раскрашивают
зрачки. Манекены улыбаются, хмурятся, кричат, мечтают, играют мускулами и даже
выпячивают живот. Для одежды размера XXXXL используются и манекены соответствующих габаритов.
Из закутков базара тянутся и щекочут ноздри
прохожих одуряющие ароматы. Это работают забегаловки и ресторанчики, в которых жарят обычную для
Ирана длинную котлету-кебаб. Подают её с пачкой лепешек или горой риса. С
куском печеного помидора, веткой петрушки и долькой соленого огурца. Или предлагают посетителям дизи - фасолевую похлебку с бараниной. Блюдо подают в горшке, в придачу дают пустую тарелку
и пестик. Нужно аккуратно слить жидкость в тарелку и покрошить туда
лепешку. Когда она размокнет, хлеб съедают. Потом наступает очередь мясной гущи
с фасолью и овощами, которую разминают пестиком. И есть интересно, и сыт весь
день.
Еще на улицах рынка можно встретить удивительный напиток -
самогон из роз. Разумеется, безалкогольный. Ведь алкоголь в Иране запрещен. Но
самогонные аппараты самые настоящие. В медных котлах томится на огне варево из
розовых лепестков. Вместо змеевика – длинные трубки, по которым пар попадает в
плавающий в холодной воде кувшин, превращаясь в цветочный напиток. Добавьте
больше лепестков, и получится туалетная вода. Но обычно концентрация не очень
высокая, и напиток можно пить. Для сладости его смешивают с сахарным сиропом. Говорят,
помогает успокоиться, снять напряжение.
Тегеран меняется. Рядом с местными товарами продаются
импортные – китайские. Ветхие караван-сараи сносят бульдозерами, строя на
их месте торговые центры и кондиционированные супермаркеты. Город стремится
быть современным, как и пристало столице нефтеносного государства. Но атмосфера
традиций и уважения к труду на центральном базаре остается неизменной.