Розовый самогон и трудовая молитва



 Долгое время Иран считался закрытой страной. Отчасти это помогло сохранить древние профессии, исчезнувшие в других частях мира. Здесь варят самогон из роз и роют подземные водяные каналы. Ткут гобелены под землей и строят ветреные ловушки. Поют в спортзалах, а муку размалывают при помощи каменного жернова, верблюда и крепкой молитвы. 

Я еду в Кашан – небольшой город, бывший когда-то крупным торговым центром. Здесь торговали коврами, тканями и драгоценностями. Кашан находится в центральной части Ирана, и здесь довольно жарко. Город выстроен из глины, и если посмотреть на него сверху, то видны купола анбаров и башни-бадгиры. 

Анбар – хранилище для воды, нечто вроде глиняной цистерны. Летом, чтобы вода не испарялась слишком быстро, её хранят под землёй. К хранилищу пристроены бадгиры – один, два, четыре, а иногда даже шесть башен. Это ветряные ловушки, древние кондиционеры. По сложной системе перегородок прохладный ветер поступает вниз и охлаждает воду, а тёплый воздух поднимается наверх. Анбары и бадгиры придумали тысячи лет назад, но в Иране их используют по сей день. Новые строят редко, скорее ремонтируют старые. Для починки всего-то нужен таз с глиной и голые руки: зачёрпывай и размазывай. Свой бадгир высится почти у каждого дома.

На жаре всякий норовит спрятаться в прохладу подземелья. В Кашане есть несколько ткацких фабрик, буквально находящихся в подполье. Чтобы попасть туда, нужно протиснуться через узкую дверь, а потом спуститься вниз по крутой лестнице. Косые лучи солнца просачиваются через оконные дыры. В скупых лучах света под землёй работают старцы, похожие на трудолюбивых пауков. У каждого свой станок с натянутыми нитями и множеством грузов. Каждый сидит в персональной глиняной яме, жмёт на деревянные педали, пропуская челнок вперёд и назад.

- Мне нравится работать здесь, - говорит старший из ткачей, 70-летний Хуссейн. - Тихо и прохладно, никакой суеты. Смотри, какие свастики красивые получились! Купи гобелен, а?

Но гобелен с арийскими символами мне не нужен. Впереди ещё долгий путь по Ирану.

В соседнем квартале есть другая яма – с силачами. Это зурхане – «Дом силы». Здесь занимаются борцы и атлеты. Они упражняются при помощи деревянных кегель, похожих на палицы. На каждой паре написан вес – как на гантелях в тренажерном зале. А ещё есть металлические луки и тяжелые деревянные щиты, которые жмут от груди вместо штанги. Каждый тренажер по форме напоминает оружие воина. Зурхане – древнейшее учреждение, существующее с тех времен, когда здесь готовили богатырей могучей персидской армии. А сейчас это мужской клуб, где по вечерам собираются программисты, менеджеры и торговцы, заботящиеся о своей форме. На круглых стенах заведения висят сабли, пистолеты, кнуты.

Силачи слушают инструкции музыканта. Сидя над ямой, он играет на барабане или бубне и поёт молитвы, либо стихи из эпоса «Шахнаме». Пока музыкант не остановил пение, бросать тяжелые кегли нельзя. 

- Хочешь ты или нет, а придётся крутить ими – иначе позор, - объясняет мне Мухаммед. Молодой, но крепкий парень, мастер игры на бубне. Силачи стараются, пыхтят, густой запах пота поднимается из ямы и заполняет помещение зурханы до самого купола.

Молитва и пение – могучий инструмент. Ему подчиняются не только мускулистые бородатые дядьки, но даже верблюды. На окраине посёлка Варзане действует верблюжья мельница. Её хозяин Кодрат построил её самостоятельно, в том же стиле, как строили его предки тысячу лет назад. Вообще-то Кодрат – зоотехник, но решил, почему бы не стать мельником? Немного глины и несколько лет труда – и мельница готова. Кодрат, надевает войлочную крестьянскую шапку, выводит верблюда из загона, открывает ключом дверь и толкает животное в мельничную яму.

- Машалла! Во славу Аллаха! – запускает верблюда Кодрат. Верблюд нерешительно переступает на месте, после чего впрягается в работу и тянет деревянную оглоблю, приделанную к каменному жернову. Жернов крутится, мука мелется, Кодрат молится. Поёт суры из Корана. Верблюд к пению привык, и пока хозяин поёт, не останавливаясь, движется по кругу.

В Варзане и даже всём Исфаханском районе это единственная действующая верблюжья мельница. Сюда часто приезжают иранские туристы и школьные группы. И даже когда мука не нужна, Кодрат покорно тянет верблюда в яму и начинает всё заново: «Машалла!»

А для гостей хозяин соорудил во дворе глиняные топчаны, укрытые коврами. Здесь я устроился спать, замотавшись в спальный мешок и накрывшись краем ковра. Хозяин настойчиво звал в дом, но я предпочёл ночевать под звездами. Всю ночь из-за загона ко мне вопросительно тянул шею верблюд, скалил зубы и фыркал.

Ещё одна профессия, которая давно должна была исчезнуть, но чудом сохранилась – это землекопы, проводчики «канатов». Канатами называются узкие подземные туннели, по которым талая вода с гор течёт в пустынный город. Без канатов и подземных водохранилищ многие города просто не смогли бы выжить в пустыне. Например, такие города как Язд. Он был построен в оазисе в пустыне более 4 тысяч лет назад. Сейчас здесь живет полмиллиона человек. А вода поступает в город по подземным канатам, продолжительность которых более 300 километров.

Канат – это очень узкий туннель, в котором может протиснуться лишь небольшой, щуплый человечек. Особенность туннелей в том, что они должны быть равномерно наклонными, так чтобы вода текла с гор в город, а не в обратную сторону. Вырыть такой канал в темноте при помощи лопаты, ведра и натянутой верёвки, в качестве измерительного инструмента – задача невероятно сложная. Работать порой приходится по колено в воде, внизу может не хватить воздуха, или грунт может внезапно обрушиться. Землекопы выходят на работу в белом, чтобы быть готовыми к тому, что работа похоронит раньше срока.

Сейчас в Иране бурят водяные скважины промышленными методами. Многие канаты и анбары, построенные в центре города, уже потеряли своё былое значение и стоят заброшенными. Но воды в пустыне на всех не хватает. Поэтому землекопы не остаются без работы даже сегодня, проводя канаты в удалённые районы и посёлки.

Иран старается беречь свои традиции. Если что-то пользовалось спросом при Кире Великом, зачем отказываться сейчас?

Еще в древних летописях проезжие купцы описывали чудесную розовую воду, которую гнали в поселке Гамсар, что расположен в 40 километрах от Кашана. Технология – такая же, как при изготовлении самогона: кипячение в медном аппарате, и перегонка пара при помощи змеевика. Правда, в Иране змеевик – это не спираль, а длинная труба, согнутая под прямым углом. И «самогон» получается безалкогольный и даже целебный. Делают его из «розы Мухаммеда», известной у нас как шиповник. А еще гонят напитки из мяты – от боли в желудке, икоты и ревматизма; из салатных листьев – от депрессии; из яблок – от ожирения; из чеснока – против запаха никотина. В Гамсаре используют для перегонки около двухсот растений.

- Мы можем сделать лекарственный напиток из чего угодно, - уверенно заявляет 20-летняя Мариам. Её семья владеет лавкой и небольшим самогонным производством на два аппарата, работающих круглосуточно. – Но я больше всего люблю розовую воду. Она самая полезная – для иммунитета, для сердца. А когда я нервничаю, то съедаю несколько сухих лепестков, и мне помогает.

За правильным сочетанием ингредиентов следят опытные мастера самогоноварения. Если шиповничьих лепестков положить побольше, а воды налить поменьше, то это уже не напиток получится, а туалетная вода. Шиповник выращивают здесь же в окрестностях деревни, а собирают их афганские женщины и девочки-подростки, приехавшие в Иран на заработки. Торговля лепестками – крупный бизнес.

К листьям шиповника в Гамсаре относятся с такой верой, что даже купают в них грудных детей. Считают, что это помогает от аллергии.

Сегодня в Гамсаре около тысячи небольших производств розовой воды. Своя мини-фабрика есть в каждом доме. А один из сельчан по имени Закери устроил у себя дома музей. Собрал старые самогонные аппараты, сделанные ещё из глины и бамбуковых трубок, и демонстрирует желающим. Вот старинные бутыли, оплетенные древесной корой, чтобы не побились. И центр тяжести у них устроен так, что бутыль почти невозможно уронить. А вот образцы самой воды – её можно попробовать.

- Кислятина! – отплевываюсь я.

- А ты её с сиропом! – подсказывают мне и подливают в мой стакан разведенного в жидкости сахара. Вода такая сладкая, что если в ней и были витамины, то теперь они никуда из моего организма не денутся – прилипнут навсегда.