«Если бы добрые пожелания можно было выкрасить всеми цветами радуги, я послал бы тебе самые яркие, чтобы сказать: Счастливого Холи!» - так звучит в переводе текст поздравительных смс-ок, которыми обмениваются в Индии по случаю этого праздника. Появление мобильных телефонов и прочих достижений цивилизации нисколько не умерило дикий и языческий размах самого красочного фестиваля в мире. На время Холи почти вся Индия – а это больше миллиарда человек! – сходит с ума. Обычно скромные и законопослушные граждане становятся отчаянными хулиганами, поливают друг друга водой и посыпают цветными порошками. В эти дни отменяются социальные и прочие нормы поведения. «Не переживай, это Холи!» - скажут вам, искупав в грязи или вымазав краской с головы до ног. И если на вас не был надет единственный приличный костюм, то – Святая Корова! – это действительно весело.
Приход весны шумно отмечается у многих народов мира, но даже безудержные карнавалы Венеции или Рио-де-Жанейро смотрятся прилично и благопристойно по сравнению с тем, что происходит в Индии. Женщины избивают палками мужчин или пытаются изорвать их одежду, а те в свою очередь посыпают женщин красящими порошками, так что от клубов цветной пыли невозможно дышать. Дети расстреливают прохожих из водяных пистолетов, не жалея иностранцев, полицейских и продавцов сладостей. Даже старики и инвалиды принимают участие во всеобщей вакханалии и тоже поливают друг друга краской. На время праздника практически сняты запреты на употребление алкоголя и наркотиков. Пиво и ядовито выглядящие ликеры льются рекой, а самое популярное зелье – бханг-ласси, молочный напиток с соком марихуаны – полностью легализировано. Временно обезумевшее население жжёт на перекрёстках улиц костры, поёт и пляшет.
Фестиваль Холи отмечает смену времён года: уходит зима, пробуждается природа. Дата праздника высчитывается по лунному календарю и приходится на полнолуние месяца Фалгун (конец февраля – начало марта).
Для большинства людей Холи символизирует победу Добра над Злом. Существует несколько популярных легенд объясняющих происхождение праздника. Самая расхожая – о царе-демоне Хираньякашипу, требовавшем чтобы его считали богом. Но юный царский сын Прахлад почитал другого бога – Вишну. Разозлённый отец решил умертвить Прахлада и попросил свою дочь демонессу Холику сжечь брата в костре. Огнеупорная демонесса, зная, что сама не пострадает, взяла с собой мальчика и взошла на костёр. Но из-за вмешательства всемогущего Вишну сгорела именно Холика, а благочестивый Прахлад остался невредим. В честь этих событий на праздник разжигают костры и сжигают специально изготовленное чучело демонессы, либо символизирующий её кусок сушеного коровьего навоза.
Другая легенда рассказывает о людоедке Холике, пожиравшей деревенских людей. Она казалась могуча и неуязвима, но всё же было и у неё слабое место: интеллигентная Холика не терпела вульгарности. Бродячий святой-садху научил селян, как победить людоедку. Со всей деревни собрали детей, и когда Холика объявилась, дети принялись её ругать, дразнить и обзывать неприличными словами. От расстройства людоедка упала на землю и умерла, а дети сожгли её останки в костре. С тех пор на праздник Холи детям разрешают любые проказы и шалости, какие они сами смогут придумать.
У почитателей бога Кришны своя версия событий. Людоедка Холика, также известная как Путана, пыталась убить младенца Кришну, напоив своим ядовитым молоком. Но Кришна не отпускал грудь людоедки, пока не выпил из неё всю кровь. Таким образом Добро вновь победило.
Холи – это не только красочные массовые беспорядки, но и повод лишний раз сходить в храм или собраться всей семьёй. В ночь перед праздником, когда восходит полная Луна, повсюду поджигают огромные охапки дров, в этих кострах должно сгореть накопившееся за год Зло. Пепел священных костров наносят на лоб для защиты от злых духов, а недогоревшие угли уносят с собой, чтобы сжечь уже дома и таким образом уберечь жильё от скверны и изгнать из него болезни.
Праздничный день начинается рано утром. Женщины торопятся прибраться и к приходу гостей приготовить ритуальные кушанья: пирожки и сухие лепёшки. Торжественную церемонию начинает жрец или старший мужчина в семье. Он разводит красящий порошок в воде и брызгает цветной водой на каждого из собравшихся. То же повторяют и остальные члены семьи. Молодые уважительно посыпают цветным порошком стопы старших. Даже если в семье не принято мазать друг друга краской, родителям, бабушкам и дедушкам всё равно дарят небольшие пакетики гулала, красящего порошка. Матери дарят новую одежду замужним дочерям. А зятьям и невесткам дают символические деньги на счастье.
Во время Холи принято веселиться и проказничать. Например, невестке дозволяется в шутку запереть свёкра и свекровь в комнате и не выпускать до тех пор, пока те не предложат достойный подарок за своё освобождение: новое сари или украшения. Свои требования невестка должна пропеть.
Но самые отчаянные шутки начинаются на улице. Здесь могут неожиданно окатить струёй из брандспойта пожарной машины, вылить на голову цветную пену или столкнуть в специально выкопанный бассейн с грязью.
Повсюду играют музыкальные инструменты. Слышны крики: «Холи Хай! Да здравствует Холи!» Все прохожие одинаково разноцветные, вне зависимости от возраста и социального положения. К стенам жмутся продавцы гулала, выставившие на металлических тарелках горы цветного порошка: красные, розовые, желтые, зеленые, фиолетовые. Этим порошком посыпают не только людей, но даже домашних животных и каменные статуи божеств.
Ярче всего Холи празднуют почитатели бога Кришны. В Барсану, Вриндаван, Нандагаон, Матхуру и другие связанные с образом Кришны священные города в эти дни прибывает огромное количество туристов, не боящихся испачкаться яркой краской.
Во Вриндаване и Матхуре праздновать начинают чуть ли не за месяц до официального мартовского полнолуния. Танцоры со всей Индии приезжают на фестиваль, чтобы при помощи классического храмового танца показать сцены из жизни сластолюбца Кришны и его возлюбленных пастушек. Очень популярен образ младенца Кришны, победителя злой Путаны, его фигурку украшают цветами и осыпают цветными порошками.
В окрестностях Матхуры проходит игра хуранга, во время которой женщины рвут на мужчинах одежду, а те поливают женщин цветной водой. В Барсане и других местах женщины вооружаются палками или скручивают из своих сари упругие дубинки, чтобы отразить нападение мужчин, рассыпающих красящие порошки. Мужчины поют провоцирующие женщин песни, характера более игривого и даже непристойного, чем сколько-нибудь религиозного.
Даже в современном Дели вас не минет чаша с краской и бочка с водой, даже в туристическом районе Пахарганж повсюду засады с шутниками. Вдобавок к этому есть риск попасть в ДТП: тысячи пьяных или накачавшихся наркотиками водителей – жуткое дело! Впрочем, основное праздничное шоу проходит за городом. На ежегодном фестивале Holi Cow всё то же: музыка, бханг-ласси, яркие краски и всеобщее сумасшествие, только тщательно организованное. Поздравить гостей съезжаются самые модные музыканты, артисты и ди-джеи столицы.
В городке Шантиникетан в Западной Бенгалии праздник Холи сопровождается стихами и песнями известного индийского поэта Рабиндраната Тагора. А в расположенном в том же штате городке Пурулия местные жители танцуют в красочных масках и кокошниках метрового диаметра.
В Джайпуре проходят удивительные конкурсы слоновьей красоты и состязания, во время которых слоны сцепляются хоботами и пытаются перетянуть друг друга. А в штате Гуджарат молодые люди выстраивают живую пирамиду, стараясь дотянуться до подвешенного между домами глиняного горшка с пахтой, обезжиренными сливками. Задача самого младшего участника команды забраться по спинам старших на высоту около 10 метров и разбить горшок с пахтой, окатив вылившейся жидкостью всю пирамиду. Задача осложняется тем, что пока парни строят пирамиду, девушки посыпают их краской. Паренёк, сумевший разбить горшок, получает почётный титул короля Холи.
Праздник отмечают не только индусы, но также сикхи в Пенджабе, христиане в Гоа и даже мусульмане в Кашмире. Желание облить водой и выкрасить краской ближнего объединяет представителей всех религий.
Происхождение Холи вызывает споры. Считается, что этот самый старый праздник в Индии, упоминания о котором сохранились в полуистлевших летописях и на фресках древних храмов, символизирует приход весны. Однако для Индии, на большей части которой царит вечное лето, такая радость кажется чрезмерной: март и апрель приносят лишь удушающую жару, которая уходит только с наступлением сезона дождей. Холи весело отмечают и в других странах с крупными индийскими общинами, например, в ЮАР, но там с месяцем Фалгун и вовсе начинается не весна, а осень.
Скорее всего, обычай праздновать Холи принесли в Индию купцы или завоеватели с севера. До сих пор на севере страны Холи отмечают энергичнее и радостнее, чем на юге.
У многих народов есть похожий весенний праздник, обычно привязанный или к мартовскому полнолунию, или ко дню равноденствия.
На Руси отмечают масленицу, во время которой сжигают на костре чучело Зимы, пекут блины, дерутся стенка на стенку и пытаются залезть на скользкий столб за новыми сапогами. В Европе и Латинской Америке устраивают карнавалы с яркими костюмами, масками, танцами, выпивкой и весёлым развратом. Тайские буддисты поливают друг друга водой и мажут белой глиной во время праздника Сонгкран
Мусульмане празднуют полу-языческий Навруз: выкуривают из дома злых духов, посещают старейшин рода, пекут домашний хлеб, красят зелёной краской куриные яйца, брызгаются водой и прыгают через разожжённые на улицах костры, чтобы очиститься от грехов.
Даже иудейский Пурим отчасти напоминает Холи. Это день победы Добра (еврейского народа) над Злом (персидским народом), сопровождающийся весельем и шутовством, алкогольными возлияниями и маскарадом, ну и, конечно, сладкой домашней выпечкой.
Многие учёные считают, что все эти праздники берут начало из культа Древнего Шумера. В день весеннего равноденствия отмечался шумерский Новый Год – праздник неограниченной свободы, костюмированного веселья, неприличного обжорства и прелюбодеяний. На время празднеств на трон царя садился шут, отменялись суды и наказания. Всё – в честь победы доброго бога Мардука над чудовищем Тиамат.
В Индии, как и во многих других странах Азии, используется лунный календарь. И конец старого года как раз выпадает на Phalgun Purnima, полнолуние месяца Фалгун. То есть Холи – это Новый Год по шумерско-индийскому календарю, хорошо известному нам в качестве астрологического, начинающегося знаком «овна» и заканчивающегося «рыбами».
Чрезмерная «раскрепощённость» праздника Холи вызывает озабоченность у наиболее добропорядочных индусов. В эти дни практически парализована охрана правопорядка, резко увеличивается число преступлений и несчастных случаев. Слоган «не переживай, это Холи!» вряд ли будет звучать убедительно, если вашу девушку грубо прижали в толпе, а вам случайно уронили на голову металлическое ведро с краской. Холи – не тихий семейный праздник, а настоящая война, во время которой нужно биться всерьёз и быть готовым принять проигрыш.
В десятках тысяч праздничных костров сгорают тысячи тонн дефицитной в Индии древесины. А после праздников страну приходится отмывать от краски и сделать это непросто. Если в деревнях до сих пор используют натуральную краску, сделанную из листьев растений, то в городах чаще продаются химические смеси, вредные для кожи и отравляющие водоёмы. Выходя на улицу, опытные участники Холи надевают худшую одежду и смазывают кожу кокосовым маслом, чтобы защитить её от токсической краски. Существуют эко-движения, призывающие население отказаться от использования синтетических смесей и обучающие изготовлению натуральных цветных порошков дедовскими методами, например из дерева тесу (Butea Monosperma), также называемого «лесное пламя» за ярко-красный цвет его цветов.
Несмотря на проблемы, и даже людские жертвы, индийский праздник Холи – время абсолютного счастья, когда каждый может вновь почувствовать себя проказничающим ребёнком и знать, что наказания не последует. А раз так, то с раннего утра следует запастись водой и краской, вырыть грязевую яму поглубже и с нетерпением ждать, когда появятся первые прохожие, которым можно будет пожелать Счастливого Холи!
Для Discovery