Праздник зуба Будды

Каждый год в течение двух дней во время февральского полнолуния на улицы Коломбо выходит фантастическая процессия из более чем сотни слонов и бесчисленного количества танцоров, музыкантов, жонглеров и монахов. Навам Перахера - один из самых масштабных и красочных буддистских праздников в мире. Он посвящен буддистским святыням, главная из которых – зуб Будды, в течение веков хранившийся на Шри-Ланке.
Для последователей одной из самых миролюбивых мировых религий Шри-Ланка имеет особенное значение. Считается, что местный буддизм наиболее близок к оригинальному учению принца Сидхартхи Гаутамы (Будды). Навам Перахера, несмотря на свой экзотический вид, в первую очередь праздник храмовых служителей, торжественно вышагивающих с зонтиками и веерами – важными привилегиями монашества.
Процессия начинается с наступлением темноты возле храма Гангарамайя, что расположен недалеко от озера Бейра. Монахи в оранжевых робах выносят священные реликвии. Помощники расстилают белое полотно перед идущими, чтобы их ноги не касались грешной земли. Процессию сопровождают стражники с копьями и полицейские с автоматами.
Часть реликвий несут в руках, другая укреплена на спинах слонов в богато украшенных попонах, напоминающих одеяния рыцарских лошадей. Специально для праздника в Коломбо собирают прирученных человеком слонов со всего острова. Храмовый слон, везущий Главную реликвию, особенный. Его бивни растут навстречу друг другу, перекрещиваясь. Утверждают, что каждый год происходит чудо: бивни меняют своё положение, то левый растёт над правым, то наоборот.
Барабанщики в чалмах выбивают заводной ритм. Слоны пританцовывают, мотают хоботами, склоняются перед публикой в уморительных книксенах. Следом идут танцоры с хлыстами, хлопая ими в воздухе со страшной силой. Появляются жонглеры, раскручивающие блюдца на палках, подкидывающие их высоко и ловко подхватывающие. Очень эффектен выход огнеглотателей. Они идут группой: мастер и его ученики. Жар от факелов и раскручиваемых цепей с огненными цветами чувствуется издалека. Собираясь совершить какой-нибудь особо опасный трюк, ученики прямо на дороге преклоняют колени перед мастером, просят благословления.
Наиболее интересные участники процессии – кандийские танцоры, с энергичными движениями, необычными позами и невероятными костюмами. Кандийские танцы произошли от старинных храмовых церемоний, во время которых разыгрывались сцены из индуистских эпосов, позже слившихся с буддистской мифологией. Канди – последнее государство сингалов, долгое время успешно сопротивлявшееся колонизаторам и сумевшее сохранить большую часть древней культуры. Изначально праздник Зуба проводился в Канди (где реликвия и хранится в обычное время). 10-дневная августовская Эсала Перахера проводится до сих пор и привлекает туристов со всей Шри-Ланки и из-за её пределов. Лишь в 1979 году праздник начали проводить также в нынешней столице страны. И сегодня он успел завоевать значительную популярность: до миллиона человек собираются в Коломбо, чтобы понаблюдать за торжественным шествием.
По окончанию праздника, Зуб под усиленной охраной отправится обратно в Канди, дрессированные слоны вернутся в свои провинции, а поражавшие воображение танцоры спрячут драгоценные наряды и превратятся в обычных рабочих и служащих. До следующего года.


Для "Всемирного следопыта"