Филиппинские джипни


Вторая мировая война прошла разрушительным ураганом по филиппинским островам. Её итогом стало изгнание японцев, после чего американские солдаты с чистой совестью отправились домой, а филиппинцам остались дымящиеся руины городов и полностью разрушенная транспортная инфраструктура. В качестве некоторой компенсации за «неудобства» американская армия оставила на островах тысячи не нужных более джипов. Этим-то джипам и было суждено в скором времени стать одним из главных символов Филиппин.
Удлинённые, чтобы вместить максимум пассажиров, с самодельными жестяными крышами для защиты от дождя, военные джипы превратились в пассажирские джипни. Унылый цвет хаки быстро сменился разноцветными узорами и рисунками, в полном соответствии с характером филиппинцев, не унывающих в самые трудные времена. По нынешний день джипни – самый распространённый транспорт на островах. Сегодня вместо старых армейских внедорожников в качестве ходовой базы используют подержанные японские грузовики. Кузов и дизайн – местная технология, которой владеют как крупные фабрики, так и частные гаражи, собирающие по одной машине в месяц. Каждый джипни – уникальный предмет искусства. Цена на жестяное чудо ручной сборки варьируется от 2 до 8 тысяч долларов.
В кузове джипни две расположенные напротив друг друга скамейки, так что пассажиры практически соприкасаются коленями. Кондиционера нет, как и стекол в окнах. Типичный автомобиль рассчитан на 15-20 человек, а те, что не вмещаются, устраиваются на ступеньке снаружи, держась за край крыши, или даже на самой крыше. Джипни имеют свои маршруты, как любой общественный транспорт, но остановки предусмотрены не всегда – часто нужно просить водителя, чтобы снизил скорость, и спрыгивать.
Водитель сидит спиной к пассажирам и не всегда видит садящихся пассажиров, поэтому оплата проезда исключительно на их совести. Впрочем, стоимость проезда невысока – на маршрутах Манилы всего 11 песо (около 7 рублей).
Борясь за клиента, водители украшают своих любимцев яркой живописью и блестящими деталями и фигурками из нержавейки, чтобы выглядело красиво и «под хром». Каждый творит как умеет или насколько хватит фантазии и денег, если обращается к профессиональным художникам.
Радиаторы джипни часто венчают треугольные звезды «мерседеса», но к немецкой фирме эти самодельные мини-автобусы отношение имеют не больше, чем к изображенным на борту «феррари» или «ламборджини». В душе каждый филиппинский водитель – гонщик Формулы-1 или, как минимум, ковбой с Дикого Запада. Острова настолько прочно сидят в зоне влияния США, что могли бы считаться американским курортом, наподобие Гавайев, отсюда и популярность рисунков в стиле кантри: лошади, ковбои с лассо и грудастые девицы в широкополых шляпах. Те, кому не нравится американская тема, могут выбрать арабскую (с верблюдами и пирамидами) или любую другую.
Лучшая страховка от неприятностей на дорогах – изображения католических святых и благочестивые надписи, в том числе цитаты из Библии с непременным указанием номера главы и стиха. Надписи могут быть и более прозаическими, например девизами, выбираемыми водителями в соответствии с характером и настроением: «настоящие охотники никогда не целуются», «гонка на выживание» или «дорога к успеху всегда в ремонте». Сочинение девизов – один из популярных видов услуг, которые также предоставляются автомобильными гаражами. Внутри машины тоже встречаются надписи, например «не курить», которую спокойно игнорируют как пассажиры, так и сам водитель.
Нередко кузова машин украшают герои популярных мультфильмов. Тут и Микки-Маус, и Шрек, и Русалочка. Непонятно, связано ли это с большой любовью суровых водителей к мультикам, или это ловкий маркетинговый ход для привлечения пассажиров школьного возраста.
Иные водители не утруждают себя раскраской автомобиля, тогда жестяной кузов их джипни напоминает садовое ведро. Но это скорее исключение из правил.
В большинстве машин встроены мощные гудки, порой издающие самые замысловатые мелодии. Филиппинцы – народ музыкальный, изобретательный и творческий, готовый унылую действительность раскрасить так, чтобы она не выглядела таковой. Дополнительные фары, цветные лампочки и мощные стереодинамики делают некоторые из машин похожими на передвижные ночные клубы.
В больших обеспеченных семьях джипни покупают для собственного пользования – дешевле, чем микроавтобус, и намного более стильно.
В сельской местности неприхотливым джипни нет конкуренции: на них перевозят не только пассажиров, но также кур, свиней и мешки с мукой. В городах же вездесущих джипни постепенно теснят новенькие кондиционированные автобусы, менее шумные и более экономичные. Прожорливые старые двигатели извергают облака чёрного дыма, внося свою скорбную лепту в загрязнение окружающей среды, поэтому правительство Филиппин вводит всё больше ограничений на чадящие и пыхтящие чудеса отечественной автомобильной промышленности. Но пока в филиппинцах жив дух творчества, а цены на новый транспорт высоки, за судьбу джипни можно не опасаться.