Каждый год в начале июня даяки острова Борнео празднуют фестиваль урожая – «гавай даяк». К этому времени рис убран с полей – можно расслабиться и повеселиться, выпить рисового вина, и, достав из пыльных сундуков традиционные костюмы, поиграть в самих себя.
Даяки – общее название для коренных жителей острова, к ним относятся племена бидаю, ибан, оранг улу и другие. Традиционно даяки считаются охотниками за головами, и до начала XX века действительно отрезали врагам головы и забирали их в качестве трофеев. Позже этот обычай был запрещён британскими властями, хотя на некоторое время возобновился во время 2-й мировой войны, когда англичане платили за головы убитых японцев. Сегодня даяки – скорее миролюбивый народ, хотя о прошлом помнят, и во многих деревнях могут продемонстрировать солидную коллекцию вражеских черепов.
Во время фестиваля урожая принято навещать родственников и друзей. Городские жители возвращаются в родные деревни, традиционные «лонгхаусы» - длинные (до 300 метров) сооружения на деревянных сваях, объединяющие несколько десятков домов и поднятые над землёй для защиты от проливных дождей. Сегодня многие лонгхаусы перестроены в современные бетонные «коммуналки», а традиционные деревни с крышами из пальмовых листьев превратились в туристические аттракционы с выставленными напоказ сушёными головами и непременными танцами. И всё же многие даяки до сих пор ведут традиционный образ жизни в труднодоступных лесах Борнео, как с малайской, так и с индонезийской стороны острова. Ещё до 60-х годов XX века колониальные власти не приветствовали даякского праздника, а теперь, когда настоящих даяков осталось мало, наоборот поддерживают и стимулируют развитие традиционной культуры.
К празднику даяков власти индонезийского города Понтианак устроили конкурс даякских искусств и ремёсел. Награда победителям – денежные призы и новенькие мотороллеры. Не вполне понятно, что делать с мотороллером в джунглях, но сотни даяков специально прибыли в Понтианак, чтобы посоревноваться в искусствах танца, резьбы по дереву, росписи по щитам и плевания из духовых трубок.
Даяки – охотники и воины, всегда гордились своими методами ведения войны и долго не признавали огнестрельного оружия. Вместо этого использовали сумпит – длинную, более двух метров, деревянную трубу, заряженную отравленными иглами. Это оружие бесшумное и крайне эффективное – раненая жертва через несколько минут умирает в муках. Даяки также ловко обращаются с узкими изогнутыми мечами, напоминающими мачете. Непременным условием взросления молодого человека и главным экзаменом на право завести семью являлось участие в боевых действиях и добыча головы соперника. Согласно даякским понятиям о чести, враждующие племена должны поддерживать паритет в количестве захваченных голов. Каждый убитый должен быть отомщён, каждая унесённая голова – компенсирована вражеской, что-то вроде обычая кровной мести у горцев.
Новоиспечённый охотник за головами наносил на горло татуировку – знак того, что теперь он уважаемый в племени головорез. Сегодня у молодых даяков нет подобных татуировок, охота за кровавыми трофеями давно запрещена, но у пожилых иногда встречаются – как, например, у колоритного старейшины, открывающего праздничную церемонию в Понтианаке. Татуировки служат знаками отличия и показывают место даяка в социальной иерархии племени. Вместо золотых медалей и бриллиантовых запонок – рисунки на теле в виде цветов и птиц. Первую татуировку наносят мальчику в 16 лет – символ того, что он вступает во взрослую жизнь. Девочку татуируют после первых месячных, с этого момента она считается полноценной женщиной. Часто молодой человек уходит из дома путешествовать, и возвращается покрытый татуировками соседних племён – как загранпаспорт штампами. Значительной считается татуировка в виде дракона, а точнее драконессы Асо, повелительницы мира мёртвых. Христианские миссионеры на Борнео напрасно убеждали даяков, что татуировки – это грех, а тот, кто их носит, отправится в ад. Даяки резонно полагали что изображение «хозяйки ада» на теле – лучшая защита от загробных неприятностей. Но в 60-70-х годах XX века татуировки стали менее популярны: по Борнео упорно ходил слух, будто татуировки носят члены компартии, а быть коммунистом в те годы считалось тягчайшим преступлением.
Ещё один знак отличия – шапка птицы-носорога (hornbill). Эта экзотическая птица очень почитается на Борнео, а за её разносящийся по джунглям жутковатый смех, даяки прозвали её «заруби-свою-тёщу-птица». Из черепа птицы-носорога даяки делают эффектные головные уборы.
Во время фестиваля даяки не только соревнуются в ремёслах, но и проводят непременный конкурс красоты среди мужчин, женщин и детей. Чтобы победить, важны все детали: костюм, головной убор, красота татуировок и умение двигаться. Мужчины демонстрируют мастерство владения мечом, но красота и грация женщин – оружие пострашнее. Во время фестиваля проводятся свадьбы – это самое удобное время, ведь все родственники в сборе, а столы всё равно накрыты.
Фестиваль длится несколько дней, в это время дома даяков открыты для посещения для всех желающих. Гостям щедро наливают туак – рисовое вино. Главный деликатес праздника – завёрнутый в банановые листья рис с куриным мясом, запечённый в бамбуковой трубе, молодой бамбук придаёт рису особый вкус.
Даяки поздравляют друг друга: «Селамат гавай!» - «Счастливого урожая!» В христианизированных деревнях Малайзии совершают праздничную мессу, чтобы поблагодарить Бога за урожай. Священник в шапке с перьями читает проповедь, после чего приглашает всех выпить туак за здоровье, процветание и долгую жизнь. В анимистских деревнях в эти дни посещают кладбища, приносят в жертву куриц, выкидывают из дома мусор, изгоняют злых духов и поправляют деревянные статуи духов-защитников поселения. Также повсюду на Борнео проходят петушиные бои – нелегальное, но любимое занятие даяков.
Фестиваль даяков – лучшее время, чтобы навестить охотников за головами. И если не увлекаться туаком, то за свою голову можно не опасаться.