В этом небольшом городке живёт около десяти тысяч человек. Многие из них уже не следуют обычаям предков. С тех пор как в 1921 году в Сагаде построили англиканскую церковь, умерших стали хоронить на расположенном рядом христианском кладбище. Во время Второй мировой войны здание церкви, в которой прятались японцы, разбомбила американская авиация. Позже церковь отстроили заново, а на кладбище появились могилы погибших солдат.
Первого ноября в Сагаде празднуют «караруа» - День поминовения мёртвых. В этот день принято навещать ушедших в мир иной родственников, где бы они не находились – на скальной стене или на церковном погосте.
Тропа в долину Эхо, где находятся висящие гробы, идёт через кладбище. Кое-где можно заметить обгоревшие головни - это местные жители на могилах родных и близких жгут небольшие костерки вместо поминальных свечей. Считается, что дым от костра указывает душам усопших дорогу в рай. Минуя могилы, узкая тропа идёт вдоль обрыва, затем резко ныряет вниз в ущелье, превращаясь в импровизированную лестницу из шатких камней. Много лет по этой тропе носят тела умерших к «похоронной стене». Даже одному человеку требуется изрядная ловкость, чтобы пройти здесь и не оступиться, что уж говорить о похоронной процессии! Не дай Бог уронить завёрнутое в простыню тело – дух умершего может рассердиться и отомстить!
Пустой гроб подвешивают к стене заранее, а тело кладут туда позже, примерно через неделю после смерти, чтобы все родственники, даже живущие за пределами Сагады, успели проститься с покойным. Гробы делают из выдолбленных сосновых стволов. Согласно традиции, гроб изготавливает сам умирающий, но если он слишком слаб, то эта обязанность ложится на его детей. Возможно, этот обычай сохранился с тех времён, когда игороты, аборигены филиппинского острова Лузон, на севере которого расположена Сагада, перед смертью сами выбирали себе дерево, в дупле которого хотели быть похоронены.
Пузатые деревянные гробы кажутся слишком короткими, чтобы вместить в себя тело взрослого человека. В Сагаде хоронят мёртвых в позе эмбриона, полагая, что как человек пришёл в этот мир, так и должен уйти. Похожий ритуал существовал к югу от Сагады, где в качестве гроба использовали глиняные кувшины, похожие на материнский живот.
Чтобы укрепить гроб на вертикальной стене используют лестницу или строительные леса. Вбивают в каменную стену металлические прутья или трубы и к ним прикручивают гроб, иногда накрывая сверху жестяным листом для защиты от дождя. Чем выше похоронен покойник, тем он «ближе к раю». Также считается, что подвешенный на скале гроб недоступен для интересующихся мертвечиной диких хищников и, в особенности, для бродячих собак, которых в Сагаде немало. Есть и ещё одна причина, по которой гробы не закопаны или спрятаны в укромном месте, а висят на открытом пространстве, на виду у всех. Игороты считали, что если положить гробы в темноту, то духи не смогут дышать и не смогут выбраться наружу, когда им это понадобится. Духам необходимо время от времени выходить наружу, полюбоваться окружающими сосновыми пейзажами, увидеть солнце. Специально ради этого к некоторым гробам прикручены стулья, чтобы духи могли сидеть с комфортом.
Всего в долине Эхо висит 17 гробов. Остальные сгнили и превратились в валяющиеся деревянные обломки, а кости растащили собаки и любители экзотических сувениров. Самым старым сохранившимся гробам более 100 лет. А последнее захоронение было недавно – лишь несколько лет назад. На гробах огромными размашистыми буквами написаны имена владельцев. До прихода в Сагаду в начале века американских миссионеров игороты не умели читать и писать, поэтому какой семье принадлежат самые старые гробы, сегодня установить невозможно.
Небольшие захоронения в скалах можно встретить не только в долине Эхо, но и повсюду в окрестностях Сагады. Если идти вниз по центральной улице, то можно дойти до захоронения Сугонг. Висящие на скальной стене гробы хорошо видно с дороги. А чтобы рассмотреть их ещё лучше, местные жители предлагают туристам посмотреть в бинокль за небольшое пожертвование. Для усиления драматического эффекта от этого аттракциона кто-то из местных специально залез на стену и положил на крышку гроба череп и несколько костей – пусть туристы смотрят и радуются.
Ещё дальше вниз, а потом налево, и можно выйти к погребальной пещере Лумианг. Здесь сохранилась целая коллекция старинных гробов – более сотни, уложенных аккуратно, как дрова в поленнице. Говорят, самым старым из них около 500 лет. Последний раз здесь хоронили в 1986 году, а потом городские власти эту практику запретили. Во-первых, землетрясение 1991 года уничтожило значительную часть захоронения. Во-вторых, в пещеру повадились ходить туристы: открывали гробы, забирали кости на память. Лишь недавно в пещере появилась табличка запрещающая трогать древнее захоронение.
В пещере Лумианг можно очень близко рассмотреть необычную форму гробов. Крышки крепятся к основной части гроба при помощи внушительных деревянных задвижек – гвоздей здесь раньше не знали. На одной из гробовых крышек вырезаны ящеры – символ удачи и долголетия. Судя по всему, здесь похоронен вождь, и можно предположить, что изображения ящеров также символизируют власть, как, например, драконы в Китае. Несколько гробов похожи на европейские – вытянутые и сколоченные плотником из обычных досок.
Жители Сагады – христиане, но принесённая европейцами религия смешалась с традиционным почитанием духов предков. В Сагаде верят: бог-отец Кабуньян послал своего сына Лумавика, чтобы христианизировать всех людей. А хороший христианин всегда найдёт время, чтобы придти к захоронениям предков и принести духам подношение: вяленую свинину и варёную курятину. Духи ведь не зря живут в скалах – оттуда им прекрасно видно, как живут люди. Кому нужна помощь, а кого пора и наказать – всё в их власти.