Грешный святой народа майя
Цивилизация майя оставила миру немало загадок и тайн: каменные пирамиды в джунглях, звездные обсерватории, пророческие календари и удивительную письменность, где вместо букв используются иероглифы в виде голов. Однако неверно полагать, будто легендарный народ майя существует лишь на страницах учебников истории. Порабощенные испанцами, христианизированные и «оцивилизованные» на европейский манер, майя продолжают жить и удивлять человечество новыми загадками.
Крупная коммуна майя проживает возле озера Атитлан в Гватемале. Это озеро считается одним из самых красивых в мире. Оно образовалось в результате извержения вулкана более 80 тысяч лет назад. Постоянные извержения в этих местах периодически меняли рельеф местности, а иногда увлекали в глубину озера целые города майя, руины которых до сих пор можно заметить под водой. Озеро окружено дремлющими вулканами Атитлан, Толиман и Сан Педро. Несмотря на опасное соседство, на озерных берегах разрослись рыбацкие деревни, в которых до сих пор сохранилась культура майя, пусть и сильно изменившаяся со времён расцвета их цивилизации.
Вызывающий любопытство этнографов, восторги туристов и сдержанную ненависть католической церкви, местным рыбакам покровительствует святой Максимон. Этот удивительный образец религиозного синкретизма соединил в себе целую плеяду героев Библии, майянских культов и даже современной истории. Максимон – это бог плодородия и сексуальности Маам, он же безжалостный покоритель Гватемалы конкистадор Педро де Альварадо, он же Сан Симон или евангельский апостол Симон Пётр, он же архангел Михаил, и он же (по версии католических священников) Иуда Искариот.
Вся эта компания святых и нечестивцев уживается в одном персонаже, представляющем из себя деревянную куклу, одетую в современный костюм и по виду напоминающую скорее сицилийского гангстера: чёрный пиджак, лакированные ботинки, солнцезащитные очки, сумка для денег, иногда револьвер. Поскольку Максимон – символ изобилия, его фигура изображает богача, каким его представляют майя.
В разных деревнях Максимоны могут отличаться внешне, никакого стандарта нет. Бывает, что кукла одета в одежды позапрошлого века или в цветочные гирлянды.
Чаще всего «святой» держит в деревянном рту зажженную сигарету или сигару. Иногда конструкция Максимона усовершенствована таким образом, что в рот идола можно заливать алкоголь. Что потом происходит с вливающимся внутрь куклы ромом, точно знают постоянно находящиеся навеселе жрецы Максимона. Но эти ребята умеют хранить тайны. По странному совпадению Максимон любит то же самое, что любят сами майя – алкоголь, сигареты, колу и наличные деньги. Всё это, вместе со свечами, цветами и ароматическими палочками ежедневно подносят статуе Максимона многочисленные просители. Считается, что божество обладает силой исполнять желания: послать дождь засыхающим от жары посевам, умножить урожай, помочь с продажей скотины, организовать свадьбу или устроить неприятности постылому соседу.
Один из прототипов Максимона – древний майянский бог сексуальности Маам. Майя приходят к «святому» с просьбами укрепить их мужскую силу, женщины молят о беременности. По одной из легенд, пока мужчины работали на полях, Максимон умудрился соблазнить всех женщин деревни. За это обозленные мужья отрезали ему руки и ноги, так что божество до сих пор иногда изображают в виде чурбана с головой, но без конечностей. Согласно другой легенде Максимон наоборот был создан древними шаманами из куска дерева, чтобы защитить честь их жен: прелюбодей, пытавшийся соблазнить женщину племени, думал, что страстно обнимает пышногрудую красавицу, и вдруг неожиданно оказывался один на один со смеющимся куском дерева, который затем убивал или сводил с ума сластолюбца.
Маам – это вдобавок ещё и бог подземного мира, бог мёртвых. В его власти жизнь и смерть человека. Поэтому Максимону поклоняются не как доброму святому, а скорее, чтобы не злить его. Он посредник между подземным и небесным миром, хозяин мира человеческого.
Будучи в Гватемале, я решил поближе познакомиться с таинственным культом. Самый известный из Максимонов находится в деревне Сантьяго Атитлан. Туриста, решившего посетить эту деревню и приплывшего сюда на лодке, уже на пирсе подстерегают добровольные гиды из числа местных жителей, предлагающие осмотреть достопримечательности. Посещение дома атитланского «святого» входит в программу.
Сбежав от гидов, я отправился осматривать деревню самостоятельно. Узкая и крутая вымощенная булыжником дорожка петляла вдоль приземистых деревянных домов. Возле порогов сидели женщины в традиционных вышитых платьях: стирали, готовили еду или нянчили детей.
Взобравшись на холм, возле одного из домов я увидел мальчишку лет семи. «Максимон, Максимон»! - шепнул он, приоткрывая завешенный одеялом вход.
Немного поколебавшись, я шагнул внутрь. В полутемной комнате пахло алкоголем, табаком и благовониями. В углу стояла деревянная кукла в костюме и черной шляпе. Грубо вырезанное лицо действительно чем-то напоминало облик конкистадора – должно быть узкой бородкой. В неподвижных губах дымилась сигарета. На шее – галстук и с десяток женских платков, на алтаре россыпь монет и сигаретных пачек. За спиной Максимона – ряды бутылок с ромом и лимонадом. Земляной пол заставлен сотнями свечей, от крошечных до метровых. Под потолком висели бумажные флажки, сушеные растения и овощи.
На коленях перед статуей стояла странная пара: 30-летний шаман с физиономией пройдохи и худой болезненного вида парень в такой же, как у Максимона, шляпе и наброшенной сверху женской шали. Шаман, раскачиваясь и жестикулируя, что-то азартно втолковывал святому - судя по всему, уговаривал исцелить больного. Иногда он хватал металлическую банку с углями и напускал в помещение дыма.
Возле статуи сидел помощник шамана. Время от времени он вынимал докуренную Максимоном сигарету и вливал между деревянных губ куклы ром из небольшой бутылочки, придерживая ее платочком, чтобы не забрызгать алкоголем модный костюм «святого». Под столом уже скопилась пара десятков пустых бутылочек – трезвенником Максимон явно не был.
Наконец шаман налил стакан рома себе и выпил за здоровье просителя. Измождённый парень с трудом поднялся и вышел. Мистическая атмосфера сменилась деловитым подсчетом заработанных денег. Но тут на колени упали новые посетители – женщина с дочкой – и служители снова принялись «обрабатывать» статую.
Безмолвная свита Максимона, деревянные фигуры одетых в индейские платья католических святых со связками кукурузы в руках, отрешенно взирала на происходящее. У стены стоял большой стеклянный гроб, украшенный перемигивающимися электрическими лампочками. Фигура, лежащая в гробу, была укрыта цветами, подойти ближе почему-то не хотелось.
Помимо сигарет и алкоголя, Максимон принимал в дар апельсины, ароматические палочки, бумажные доллары и металлические гватемальские кетсали. Посетить Максимона и ничего ему не оставить – серьёзное оскорбление для божества. Зато щедро одаренный «святой» может проявить благосклонность к посетителям, тогда служители наливают всем пришедшим рома, отчего «храм» начинает напоминать таверну.
Прося Максимона об исполнении желания, нужно поставить свечу определённого цвета: красную – для успехов в любви, голубую – для денег, жёлтую – для здоровья, черную – чтобы навести порчу на врагов.
Я просить Максимона ни о чём не стал, поскольку явился без свечей и рома, всего лишь с несколькими кетцалями, мгновенно исчезнувшими в ловких руках служителей культа. Однако бывали случаи, когда Максимон помогал иностранцам, в том числе исцелил от диареи одного американца, который позже купил на местном рынке статуэтку Максимона и организовал у себя в Калифорнии филиал церкви гватемальского святого.
В обычное время Максимон «живёт» в одном из домов майянской деревни, обслуживаемый двумя жрецами, и время от времени переезжая в новый дом. Во время пасхальной недели статуя участвует в крёстном ходе вместе с изображениями Христа и Девы Марии. Раньше статую Максимона выносили прямо из кафедрального собора, но потом это запретили. Периодически католические священники объявляют войну так называемому святому, подрывающему устои матери-церкви. Его изображение неоднократно пытались выкрасть, сжечь или расстрелять. Но Максимон до сих пор жив и не менее популярен, чем официально объявленные Римом святые.
В первое воскресенье после полнолуния следующего за днём весеннего равноденствия 21 марта Максимона купают в озере, а его одежду стирают. Грязную воду разливают по бутылкам и раздают верующим в качестве средства от депрессии, болезни и сглаза.
После омовения деревянную куклу торжественно одевают, иногда во много слоев одежды. Например, повязывают ему на шею дюжину шёлковых платков, а на голову нахлобучивают сразу две шляпы.
Дом, в который въезжает Максимон, пользуется особым почитанием. А хозяин дома, в качестве проявления особой заботы о божестве, на ночь подкладывает идола в кровать к старшей незамужней дочери. Всё-таки бог сексуальности, как ему обойтись без женщин?
Впрочем, в разных местах к Максимону относятся по разному. В деревне Сан-Хорхе-ла-Лагуна статую Максимона поместили в стеклянную коробку. Чтобы не безобразничал по ночам и не портил дочек – хоть и святой, а присмотр за ним нужен. В городке Зунил, когда посетителей нет, Максимона развлекают, поставив перед ним телевизор. Говорят, святой любит смотреть баскетбол.
Позже, когда я добрался до соседнего с Гватемалой Сальвадора и показывал местным жителям фотографию Максимона, мне пренебрежительно сказали: «Да, никакой это не святой! Это брухо – дьявол, колдун. Черная магия. У нас такое тоже есть».