С древних времен Индия славится чудесами и богатствами. В этой стране действительно немало мест, претендующих на звание самого чудесного. Но самое богатое место можно назвать точно – это храм Венкатешвары в городке Тирумала, расположенном в южноиндийском штате Андра Прадеш. Это не только самый состоятельный храм Азии, но и, как утверждают, второй по посещаемости и богатству в мире после Ватикана. Городок Тирумала расположен на вершине одного из семи священных холмов, олицетворяющих семь свернутых колец великого змея Шешнага. Еще несколько веков назад простые смертные не имели права ступить на запретные холмы. Сегодня поклониться Венкатешваре (одному из воплощений индуистского бога Вишну) прибывают паломники со всей Индии и из-за рубежа. Ежедневно через храм проходит около 50 тысяч человек, и это число значительно вырастает во время религиозных праздников. Верующие не сомневаются: Венкатешвара исполняет желания, лечит болезни и избавляет от грехов.
Из расположенного внизу Тирупати (с аэропортом и прочими атрибутами серьезного города) в Тирумалу наверх ведет длинная лестница (три с половиной тысячи ступенек!) и узкий 20-километровый асфальтовый серпантин, по которому движутся автобусы с паломниками, не имеющими возможности или желания подниматься пешком. При въезде на серпантин всех приезжих обыскивают полицейские. Ищут оружие и запрещенные предметы. При том скоплении народа, что можно увидеть в Тирумале, предосторожности не выглядят излишними, а запреты кажутся разумными. Тирупати – последнее место, где можно найти алкоголь, сигареты или кусок мяса, на священных холмах подобные товары настрого запрещены.
Всем, что происходит в Тирумале, управляет религиозно-общественная организация «Тирумала -Тирупати Девастанам» (ТТД). В её штате тысячи работников, а на балансе – гостиницы, коттеджи, столовые, больницы, транспортные компании, туристические агентства, музеи, торговые и учебные центры. Есть даже своя радиостанция, вещающая на разных языках. Для малообеспеченных паломников предусмотрены бесплатные автобусы, бесплатная еда и жильё. Тирумала – поселение почти целиком состоящее из гостиниц. В основном они бесплатные или очень дешевые, но комнату дают лишь группе людей. Одиночек селить не хотят, а отправляют в один из «залов ожидания»: там можно убрать вещи в сейф и спать на мраморному полу в компании с сотнями других паломников. Даже в частных гостиницах сложно найти свободный одноместный номер. Мне это удалось лишь после двухчасовых поисков. В тот же вечер я, в ожидании чудес, отправился в храм Венкатешвары. Болезней у меня не было, но желания были, да и разные мелкие грехи успели накопиться.
Храмовый комплекс, занимающий четыре квадратных километра, несмотря на все свои богатства, со стороны не выглядит очень красивым. Возможно виной тому окружающие его решетки и клетки для паломников. Чтобы лицезреть статую божества верующие простаивают в многочасовых очередях. Обманом пролезть без очереди не получится, но можно легально купить билет и сократить часть пути и время ожидания, например с 8-ми часов до 2-х. Для иностранца покупка такого билета почти что вменяется в обязанность (при этом он должен подписать бумагу о том, что, вне зависимости от своей религии, к Венкатешваре относится с почтением). Для индусов долгое стояние в очередях – часть ритуала, продолжающая восхождение на вершину холма по лестнице и предшествующий паломничеству месячный пост. Бесконечной змеей индусы движутся по зарешеченному лабиринту и распевают мантры: «Ом, Шри Венкатишая намаха!» или просто «Говинда, го-о-овинда!»
Мантра – это та же молитва, камертон для настройки души и тела. В Индии полагают, что не имеет большого значения, что именно повторять: «Ом», «Харе Кришна» или «Господи, помилуй!» Главное – повторять нараспев и как можно чаще. Любая мать от природы знает, что успокоить плачущего ребенка можно при помощи пения самой простой мантры: «Баю-бай, баю-бай». При многократном повторении мантры/молитвы человек впадает в состояние транса, получает доступ к скрытым до этого внутренним ресурсам и, как уверяют, может даже увидеть Бога.
Пение мантр внутри храма относится к обязанностям паломников, также как совершение омовения перед входом в храм и нанесение краской на лоб тилака – знака принадлежности к той или иной религиозной традиции. Перед входом в храм следует снимать обувь и головные уборы. Нежелательны также украшения из цветов – цветы в храме подносят только божеству.
Кроме цветов в качестве подношения используются человеческие волосы. Паломники, как мужчины, так и женщины, бреются наголо в специально отведенных местах. Вместе с волосами они как бы избавляются от грехов и собственного эгоизма. Волосы складывают в специальные бочки. За день в Тирумале собирают более тонны волос. Побочный доход храма – изготовление и продажа париков в США и Европу – ежегодно приносит более 6 миллионов долларов в год.
Индусы высоких каст сбривают не все волосы, а оставляют небольшой пучок на затылке. Это называется сикха – своеобразная антенна, связующая индивидуальное сознание с космическим. Впрочем, для большинства носящих сикху – это не более чем традиция. Её эзотерический смысл многими уже забыт, и сикха – лишь знак отличия, как погоны или кокарда на фуражке. Большое значение волосам придают индийские йоги. Они полагают, что волосы – это накопитель информации. В длинных волосах и бороде хранятся мудрость и духовная сила. Но вместе с тем, в волосах копятся и грехи, препятствующие духовному росту. Поэтому монахи предпочитают бриться наголо. И лишь святые (или те, кто себя таковыми считают) волосы никогда не стригут и не бреют.
Как раз такого дервиша я обнаружил на крыше соседнего с гостиницей дома. Йог совершал яджну, очистительный обряд: разложил вокруг себя сухие коровьи лепешки и подбрасывал их в разведённый тут же костерок, периодически дуя в белую ракушку и чертя руками замысловатые фигуры в воздухе. Со стороны выглядело странно, но в Индии к таким вещам относятся вполне серьезно. Существуют даже научно-исследовательские институты, изучающие положительное влияние яджны на окружающую среду.
Какие только персонажи не посещают Тирумалу! Звезды индийского кино, политики, даже крупные мафиози ежегодно приезжают сюда замаливать грехи, порою оставляя в мешке для подношений фантастические суммы. Для «звёзд» организуют отдельный даршан, то есть аудиенцию с божеством. Правда в этом случае почётные гости лишаются возможности потолкаться в толпе и проникнуться её энергетикой. После нескольких часов стояния в очереди у самых ворот святилища религиозный экстаз публики достигает апогея. Люди ликуют, поют и нетерпеливо подталкивают друг друга, стремясь поскорее лицезреть божество.
Согласно легенде статуя имеет нерукотворное происхождение, около двух тысяч лет назад она была обнаружена в муравьиной куче, после чего в этом месте построили небольшой храм и стали здесь молиться. Двухметровый Венкатешвара высечен из черного камня и украшен драгоценными камнями, на каменной шее гирлянды из живых цветов. Хитроумно оборудованная система подсветки заставляет статую мерцать и переливаться, вызывая у верующих чувство благоговения, близкое к исступлению. Люди пытаются как можно дольше задержаться перед святыней, но напирающая толпа и суровые охранники гонят дальше – несколько секунд созерцания бога, вот и всё что получает паломник – за это время нужно успеть мысленно произнести все жалобы, просьбы и слова благодарности за исполнение прошлогодних желаний.
Когда настала моя очередь пройти мимо статуи, то в суете и толкотне очереди я забыл, о чём хотел попросить, и наверное зря потратил свои несколько секунд. Впрочем, у этого бога и так хватает дел, чтобы отягощать его ещё и моими проблемами. Венкатешвара лишь молча померцал мне вслед.
Выйдя из главного святилища, я заметил огромные подвешенные мешки для пожертвований. Возле них толпились верующие с таким энтузиазмом, как будто здесь не собирают деньги, а наоборот раздают. Очередь огибала позолоченную башню храма и разбивалась на несколько ручейков. Тут впору было запутаться. В нескольких местах раздавали прасад – освященную еду: рис и жёлтые сладкие шарики ладду. Кое-что выдавали бесплатно, но для получения некоторых видов прасада требовалось предъявить купленные заранее талончики. У меня талончиков не было, поэтому мне насыпали в подставленные ладони бесплатного риса. Рис есть не хотелось, но и выбросить освящённый прасад было неудобно. Жалко, что с шариками я просчитался. Считается, что ладду в храме Венкатешвары самые вкусные в Индии. ТТД даже запатентовала рецепт их изготовления, чтобы секрет сладких шариков так и не вышел за пределы храма.
У ТТД сотни источников дохода, и не один из них эта организация не собирается терять. По некоторым подсчётам самый священный храм Индии зарабатывает более 40 миллионов долларов США в год, а в его подвалах хранятся тонны золотых изделий и драгоценных камней.
Часть доходов идёт на благотворительность, но большая всё же сохраняется. Дух богатства и могущества храма поражает людей также как, вероятно, в древние времена их поражали статуи позолоченного Молоха с головой быка или восседающего на троне Зевса. В отличие от своих коллег Венкатешвара бог не грозный, а наоборот добрый. Какой другой бог может так легко простить все накопившиеся в течение жизни грехи всего лишь после нескольких часов ожидания? Да ещё и исполнить любые желания? Должно быть, подвох заключается в том, что за тысячи перерождений у индусов скапливается так много грехов, что одним визитом в храм не отделаешься. Так что приходится и на следующий год стоять в очереди и в награду получить самый вкусный в Индии сладкий шарик. А что касается желаний, то божество исполняет только те желания, которые нравятся ему самому. По сути, оно исполняет свои желания, а заодно наполняет сокровищами подвалы собственного храма.
И ещё интересно, куда же деваются прощённые грехи, из тех, что не уехали в виде париков в США и Европу? Наверное, хранятся там же, в сокровищнице Венкатешвары вместе с золотом и драгоценностями.