Несмотря на распространенное заблуждение, что в Петропавловске-Камчатском всегда полночь, с трапа самолета мы сошли в лучах полуденного солнца. Нашу группу встречали представители фирмы, два автобуса (для германо- и англоговорящих) и специальный грузовик для багажа. Большинство новоприбывших оказалось западными туристами, мечтавшими увидеть «настоящую Россию» с ее суровой природой и удивительным животным миром. Кроме того, в нашей группе было около дюжины русских, предпочетших ухоженным пейзажам Средиземноморья необузданную красоту собственной страны. Соотечественники сели в «английский» автобус, ничуть не смутив гида, принявшегося проводить экскурсию, виртуозно смешивая два языка.
Камчатский край с легендарными Командорскими островами – и есть тот самый Край Света, романтический и загадочный. Хотя коренные камчадалы уверены, Россия начинается здесь. И даже сам символ страны – бурый мишка – именно здесь свободно разгуливает по округе.
После небольшой экскурсии по городу и осмотра местных достопримечательностей (построенной недавно церкви и центрального рынка со штабелями рыбы и ведрами красной икры) мы поднимаемся на борт современного теплохода ледового класса «Марина Цветаева». Здесь все продумано для того, чтобы соединить адреналин приключений на диких северных островах, с комфортом респектабельного морского круиза. Удобные двухместные каюты с туалетом и душем, сауна, открытый подогреваемый бассейн на верхней палубе. В библиотеке неплохой выбор книг на разных языках, настольные игры и DVD-проигрыватель. В чайной комнате всегда можно рассчитывать на бесплатную чашечку чая или кофе с кусочком пирога. Любители «чего покрепче» найдут понимание в баре. И самое главное – ресторан с трехразовым питанием. Кухня европейская – буфет и a la carte, но с камчатским колоритом. Ежедневно в меню рыбные блюда, морепродукты, а порой и красная икра. И непременно свежие фрукты, все-таки большинство пассажиров – рафинированные европейцы, привыкшие к здоровому питанию.
Ресторан – это не просто место «где едят», там общаются. Во время круиза люди имеют возможность познакомиться, завести новые контакты, в том числе и деловые. Стоимость тура формирует определенный контингент пассажиров. Моим соседом по столу неожиданно оказался крепко сбитый немец средних лет, хозяин завода производящего автомобильную электронику для немецких автогигантов, и к тому же президент благотворительного «Ротари-клуба» в своем городе. Несколько лет назад сидящий напротив меня улыбающийся дядечка с седыми висками выложил из собственного кармана полмиллиона евро и собрал еще несколько миллионов, чтобы построить деревню для детей-сирот в индийской провинции Гуджарат. С таким человеком и побеседовать приятно.
В свободное время можно зайти на капитанский мостик и понаблюдать за работой членов команды, либо за фонтанчиками китов, периодически появляющимися вдали. Серьезные люди могут изучить распечатки мировых новостей, чтобы оставаться в курсе событий. Хотя преимущество подобного круиза – в возможности ненадолго сбежать от повседневных дел. Вдали от берега назойливый телефон не причиняет беспокойств – у него тоже отпуск. А в экстренном случае на корабле предусмотрена спутниковая связь.
На самом деле, свободного времени не так уж и много. Как правило, дважды в день проходят высадки на берег на стремительных моторных лодках-зодиаках. Перед первой высадкой для нас провели инструкцию по безопасности, а заодно объяснили, что делать в чрезвычайной ситуации. С «Мариной Цветаевой» подобные ситуации ни разу не происходили, но правила есть правила. Так что пришлось нам, надев яркие спасжилеты, под звуки семи коротких и одного длинного сигнала репетировать эвакуацию. Это даже забавно, особенно тот факт, что в спасательных шлюпках предусмотрены удочки, а на время экстремальной ситуации вынужденно отменяются природоохранные правила, касающиеся запрета на ловлю вкуснейших местных рыб. Кстати, на каждую высадку вместе с нами отправлялся государственный инспектор, наблюдавший за тем, чтобы туристы не причиняли ущерба заповедным землям. В концепции ответственного туризма, как в медицине, главный принцип – «не навреди».
Но вот начались первые высадки. С погодой нам везло, хмурый камчатский туман периодически отступал, позволяя солнечным лучам пощекотать наши лица. Камчатка славится своими пейзажами: могучими сопками, остроконечными утесами, дымящимися вулканами. Если бы для съемок «Властелина колец» не выбрали Новую Зеландию, американских кинематографов можно было бы смело пригласить сюда. Камчатский край – готовая декорация для съемок эпических фильмов-сказок. Увидели мы и обитателей сказочных мест: морских котиков и редких белоплечих орланов. Последние вызвали неподдельный интерес иностранцев. Birdwatching (наблюдение за птицами) – крайне популярное на западе увлечение. Любители орнитологии привезли с собой фотоаппараты с объективами нешуточного размера и, как дети, радовались каждому «трофею» - удачному снимку.
В перерывах между высадками проводились лекции о Камчатском крае и его обитателях, чтобы пассажиры не только отдыхали, но и набирались знаний. В нашем случае ситуация осложнялась тем, что приходилось выступать сразу на трех языках: русском, немецком и английском. Коллектив собрался многонациональный, но это беспокоило лишь вначале, позже языковой ералаш уже никто не замечал. Все здоровались - «гутен таг», извинялись - «сорри» и благодарили - «спасибо».
От берегов Камчатки мы взяли курс к Командорам. Эти острова находятся вне пределов полярного круга, но их все-таки можно отнести к Арктике по климатическому признаку: средняя температура в самый теплый месяц года здесь не превышает 10 градусов. Свое название острова получили в честь командора Витуса Беринга, открывшего их в 1741 году. Это рай для натуралиста: здесь можно понаблюдать за уникальными морскими млекопитающими или грандиозными колониями птиц. Увы, не все обитатели здешних мест дожили до наших дней. Морскую корову Стеллера еще в XIII веке истребили жадные до добычи охотники. А сегодня Командорские острова – биосферный заповедник мирового значения и контролируется ЮНЕСКО.
На острове Медный мы высадились, чтобы увидеть так называемые «птичьи базары». Тысячи пернатых уживаются вместе на почти отвесных каменных утесах. Тут и похожие на пингвинчиков тонкоклювые кайры. И серокрылые чайки, не ведающие что они - «важный компонент традиционного питания алеутов». И экзотические, как тропические попугаи, топорки, предпочитающие вместо строительства гнезд, рыть норы в травянистых шапках утесов. И важные бакланы, вопросительными знаками изгибающие свои длинные шеи. В отличие от людей, птицы не конфликтуют на межэтнической почве. Они специально держатся поближе друг к другу для защиты яиц и птенцов от хищников. Правда, шум в таких грандиозных «коммуналках» действительно как на базаре. Обитатели колоний подпускают к себе совсем близко, но прогуливаясь возле каменной стены желательно надеть панаму или капюшон, чтобы случайно не попасть под обстрел живого крылатого бомбардировщика.
Погода стояла не по-камчатски солнечная, и нам было позволено прогуляться по песчаному пляжу острова. Одни полезли на гору фотографировать окрестности, другие отправились собирать симпатичные перламутровые ракушки, а кто-то разделся и полез в воду. В Черном-то море плескались многие, а вот в Беринговом… Переполоху наделал занесенный в Красную Книгу командорский голубой песец, выскочивший откуда-то из-под камня. Фотографы окружили зверя со всех сторон, песец недовольно тявкнул на людей и преспокойно потрусил своей дорогой.
В честь «покорения» Командорских островов организаторы экспедиции устроили барбекю. Причем на углях оказалось не только обычное мясо, но и сочные ломти красной рыбы. И конечно же нам довелось отведать несравненного камчатского чая с травами и небольшим количеством алкоголя. Пикник на верхней палубе ледового теплохода в окружении фантастических сопок – воспоминание из тех, что останутся надолго.
На следующий день наш теплоход подошел к острову Беринга. Высадившись на берег, мы посетили могилу отважного Командора, первооткрывателя Камчатки и группы островов, названных в его честь. Сегодня эта территория – самая восточная земля России, где солнце восходит раньше, чем в Японии. А Витус Беринг, датчанин, служивший Российскому государству, похоронен на открытой им земле. Эта часть острова покрыта ковром из полевых цветов. Сама природа отдает дань уважения ее покорителям.
Позже, погрузившись в быстроходные зодиаки, мы отправились к колониям морских котиков и каланов. Эти последние – чрезвычайно симпатичные и странные зверьки. Они плавают на спинах, причем мамаша может усадить любимое чадо себе на живот. Мех калана всегда очень ценился, но сейчас охота на них запрещена. Количество этих симпатичных морских выдр постоянно уменьшается. После 2000 года в течение двух лет их число сократилось десятикратно! На научных симпозиумах в США некоторые ученые всерьез предполагали, что секрет исчезновения каланов в происках инопланетян. Может быть, секрет в изменении климата и сокращении «леса» гигантских водорослей, в которых обитают морские млекопитающие? Биологи с интересом наблюдают за ситуацией: кто знает, не появятся ли вскоре в местах исконного обитания северной фауны тропические рыбки?
Еще одну «вылазку» мы сделали к огромной колонии котиков и морских львов на северо-западном мысе острова. Странные ластоногие создания издают неимоверное количество шума. Это понятно, рыком и угрожающим оскалом самцы пытаются испугать конкурентов в борьбе за право владения гаремом. Неповоротливые (на берегу) туши могут быть жестокими бойцами. Раскачивая верхнюю часть туловища, котики атакуют друг друга. После этих схваток груди у многих, как боевыми орденами, украшены шрамами. А вот здоровенные морские львы наоборот слишком сильны чтобы драться. Они оценивают размеры и грозный рык соперников, и… до боя дело не доходит. Побеждает самый большой и громкий.
Также на острове Беринга находится единственный на Командорах населенный пункт – село Никольское. Во времена колонизации островов сюда принудительно свозили алеутов и айнов, заставляя их заниматься добычей ценных шкур морских млекопитающих. Сегодня потомки «традиционщиков» продолжают ловить рыбу, режут по кости, и развлекают туристов песнями и танцами. Они с удовольствием продадут вам настоящий алеутский наряд или украшения. А в местном музее можно посмотреть один из немногих сохранившихся в мире скелет исчезнувшей морской коровы.
Познакомившись с чудесами Командорских островов, мы повернули обратно к Камчатке. Там еще оставалось немало любопытного. Например, полузаброшенные рыбацкие деревушки с омолаживающими серными ваннами. В прямом смысле – эмалированные ванны врезаны прямо в деревянный пол избы и наполняются водой из натуральных источников. В тех бухтах полуострова, куда редко добираются рыбаки, крайне интересно бродить по берегу, то кости гигантских китов, то позвонки, которые можно было бы использовать в качестве табуреток или даже столов. Каждый может найти себе «сокровище» по вкусу. Одна туристка подняла зуб касатки. Я обнаружил моржовый бивень. А другие – тяжеленный череп с двумя клыками! Это какой же силы был морской монстр, носивший его? Мы заметили и еще кое-что: свежие медвежьи следы.
Хотя с моря дул ветер, и наш зодиак в бухте серьезно качало, мы решились пройтись вдоль берега в надежде обнаружить хозяина следов. От соленых брызг приходилось прятать фотокамеры в полиэтиленовые пакеты, пару раз в лодку здорово плюхнуло водой. И все же нам улыбнулась удача: «Начальник Камчатки» неторопливо шел по каменистому пляжу по своим медвежьим делам. Заметив нас, зверь от удивления привстал на задние лапы, подумал, посопел и повернулся к нам задом. Аудиенция была окончена, но мы остались в восторге, сохранив на память о встрече фотографию мишки.