Иноземные нашествия и постоянные междоусобные войны сформировали особый образ жизни берберов. Свои жилища они строили в первую очередь исходя из соображений безопасности. Дома-пещеры, спрятанные глубоко в земле, и крепости-ксары, возведенные на вершинах холмов, оберегали местные племена от захватчиков. Подобные поселения до сих пор сохранились и нередко обитаемы.
Раньше местным жителям приходилось возить воду на ослах и верблюдах из ближайшего оазиса, что в пяти километрах. Теперь воду качают из источника при помощи помпы. Если ненадежная помпа ломается, приходится, как и прежде, отправляться в оазис. Всего в поселке обитает 1200 человек. Есть почта, школа и поликлиника. Здесь еще сохранился берберский язык, но все поголовно владеют арабским и французским. Основной доход поселку приносят туристические автобусы, заполненные весело гомонящими людьми с фотоаппаратами. К туризму берберы относятся как рыбаки к морю - при помощи нехитрых снастей всегда можно собрать достаточный для пропитания улов. Гостям предложат услуги гида, сувениры и блюда "берберского ресторана". С появлением туристов вдоль главной тропы на вершину начинают работать мастерские и "традиционные берберские дома", куда можно зайти и сфотографировать обитателей за некоторую плату. Иностранцам предлагают купить мельничные жернова, глиняные горшки, плетеные корзины и "розу пустыни" – необычные кристаллы серого цвета, напоминающие каменные цветки.
Сейчас в замке никто не живет. Древние постройки используются как склады-амбары для хранения продуктов. С вершины Ксар Эль-Ферш открывается вид на поля, вырубленные уступами на склонах небольших холмов. Во время засухи всё пересыхает, лишь несколько чахлых кустов продолжают бороться за существование.
Одним из классических берберских поселений считается Матмата. Там даже построен отель в берберском стиле с квадратными дворами-колодцами и расположенными по периметру жилыми помещениями. Номер на первом этаже скорее напоминает келью монаха. Окон нет, потолок почти касается головы, глиняная широкая кровать. Но при этом все необходимые удобства существуют: есть дополнительная "пещера" с унитазом и ванной, электричество, кондиционер и цветной телевизор, стоящий в каменной нише.
Холмистая местность вокруг отеля изрыта настоящими пещерами берберов-троглодитов, то есть пещерных жителей. В 1969 году в Тунисе случилось стихийное бедствие - пошел сильный дождь и продолжался до тех пор, пока не смыл глиняные берберские деревни и не затопил все пещеры. Большинство берберов переселили, но некоторые остались жить под землей до сих пор.
По форме подземное жилище представляет собой систему туннелей и пещер. С вершины холма проделывают квадратный колодец глубиной 5-10 метров – это внутренний двор. От основания холма прокапывают к колодцу туннель-вход. После из внутреннего дворика роют проходы и комнаты, жилые и подсобные. Как правило, не больше десятка жилых помещений плюс отдельные пещерки для овец или кур и "второй этаж" для хранения припасов. В последнем случае наверх может вести веревочная лестница. Зимой в подземных домах тепло, летом прохладно. Квартирный вопрос троглодитов не беспокоит - при необходимости любой дом можно расширять почти бесконечно.
В одной из заброшенных пещер до сих пор сохранилась маслодавильня. Здесь делали оливковое масло при помощи пресса из пальмового ствола и массивного деревянного барабана, катаемого по кругу верблюдом. Неизвестно, как чувствовал себя заточенный в подземелье верблюд, но, судя по изношенности оборудования, мини-завод функционировал долго.
Раньше берберские дома-пещеры выкапывались в песчанике лопатами. Помогала вся деревня или глава семьи копал самостоятельно. Чтобы построить хороший дом требовался год работы. Подобные дома иногда строят и сейчас, но при помощи экскаватора справляются за месяц. В пустынной стране с вечным дефицитом строительных материалов, отказываться от изобретения древних архитекторов не спешат. Разве что теперь к подземным домам тянут электричество. А на краю двора-колодца ставят телевизионную антенну или даже солнечную батарею.
Непременные атрибуты у входа в берберский дом - отпечатки человеческих ладоней (так называемые «руки Фатимы») и изображение рыбы или крашеный рыбий хвост. Подобные обереги необходимы для защиты от порчи и сглаза.
Нынешние суеверия - отголоски тех времен, когда в Магрибе было распространено колдовство. В так называемый Большой Магриб входят пять североафриканских стран: Алжир, Мавритания, Марокко, Ливия и Тунис. Слово "магриб" означает "закат", так называли эти земли, пришедшие сюда с востока арабы. Последние верили, что берберы умеют колдовать, а своими заговорами лечат чуть ли не от всех болезней. Не случайно злой колдун из сказки про волшебную лампу Алладина был именно магрибинцем, а сама лампа хранилась в подземелье. Видимо покоренные арабами берберы еще долго внушали завоевателям суеверный ужас.