Как-то раз я с иранскими друзьями сидел в современном кафе в
Тебризе. Нас обслуживал ласково улыбающийся бармен со стриженной бородой и
завитыми усами. И под фруктовый смузи друзья рассказали мне, что у них в стране
несколько тысяч женщин изучают… искусство ниндзя.
Они шутили:
- Это один из немногих видов спорта в Иране, разрешенных для
женщин. Во-первых, не нужно раздеваться. А во-вторых, не нужно даже
переодеваться. Нет лучшей маскировки в ночи, чем традиционная исламская чадра. И
спрятать под ней можно всё что угодно – от катаны до веревочной лестницы.
Забавно, конечно. На самом деле чадру в Иране женщины не
любят. И не столько саму чадру, хиджаб, никаб и прочие платки, сколько
обязанность их носить. Мне не встретилось ни одной иранки, отозвавшейся об этом
одобрительно. На людях заматываться в плотную ткань заставляет закон, но за
пределами публичных мест женщины часто снимают платки и ведут себя как
европейки. Дома ходят в лосинах, топиках и даже мини-юбках.
Остается вопрос: чем считать автомобиль – личным
пространством или публичным? Одно время женщины, получившие водительские права,
пытались доказать, что это их личное пространство, и управляли машиной без
платка. Но полиция получила дополнительное указание: если стекла без тонировки,
машины останавливать и простоволосых водительниц штрафовать.
Битва за платки в Иране оказалась азартным делом. В них
участвует добрая половина горожанок. Исторически, Иран – светское государство.
Строгий ислам здесь – сравнительно новое явление. Вдобавок, это чужая религия и
не то что б идеально прижившаяся. Персидские поэты, философы и даже богословы,
такие как Хафиз, Саади, Омар Хайам потешались над ханжеством и религиозным фанатизмом,
призывали пить вино и любить красавиц.
Красавицы (а такие в Иране есть, поверьте!) были не против,
чтобы их любили, и совершенно не стремились превратиться в монашек. После Исламской
революции прошло 40 лет. Сменилось поколение, а то и два. Религиозные страсти поутихли,
а количество иранских аккаунтов в инстаграме (вот уж где свобода!) перевалило
за 20 миллионов. Всё больше женщин шепчут платкам упрямое «ну, к шайтану!», и
сдвигают их дальше на затылок. А когда цветастая ткань падает на плечи, не
торопятся ее поправить. Независимым взглядом они обводят окружающих, и лишь
заметив полицейского или тревожные лица незнакомцев, возвращают платок на
место.
В общественном транспорте мужчины и женщины разделены. В
метро у них отдельные вагоны, а на автобусных остановках даже отдельный вход.
Но в маршрутных такси все ездят вместе, прижавшись друг к другу.
- Как тебя зовут? Ты что, меня боишься? – игриво спросила
меня молодая незнакомая иранка в такси, когда я изо всех сил старался не
прижиматься к её мягкому бедру. Но в такси было тесно, и какой-то толстяк сбоку
явно желал, чтобы мы с иранкой стали ближе, а он смог с комфортом разместить
свой живот. Ох уж эти иранские нравы!
Уличные пропагандистские плакаты изображают юную девушку в
нежно-зеленом хиджабе. Подпись гласит: «платок – не тюрьма, а защита». Но иранки
не верят. Моя знакомая преподавательница английского языка из Шираза решила
показать мне главную городскую мечеть. Разумеется, она была в платке. Но один
из служителей мечети обругал её: платка мало, сверху нужно накинуть черную
чадру. Если от чего и нужна защита иранкам, то от религиозной нетерпимости. Для
иностранок, впрочем, в той же мечети делаются поблажки. Чадра выдается на
входе, и не чёрная, а светлая – в цветочек.
В походах, на горных курортах и в любых местах, где нет
полиции и чересчур бдительных сограждан, никто и не вспоминает про платки. А модные
городские феи, особенно вышедшие из дома в сопровождении обеспеченных и
серьезных кавалеров, носят платок так, что это уже форменная провокация. Ткань
не способна скрыть волосы, вырывающиеся мощным водопадом и струящиеся по спине.
Обеспокоенное исламское правительство вывело на улицы
мобильные патрули полиции нравов. Микроавтобусы с женщинами в полицейских
хиджабах курсировали по Тегерану и другим крупным городам. Задерживали
«неподобающе одетых» девиц – слишком короткие рукава, обтягивающие штаны - и
везли в полицейский участок. И не отпускали до тех пор, пока родственники не
привозили «приличную» бесформенную асексуальную одежду.
Но иранцы начали устанавливать на смартфоны приложение,
показывающее местоположение патрулей. Эй, строгий мулла, поймай красавицу, если
сможешь!
- Никто не любит платки! Кроме женщин Бендер-Аббаса. Там они
даже в масках ходят, как у Зорро. Иран – страна супергероев, а точнее – супергероинь!
- продолжала веселиться молодёжь в кафе.
Собравшаяся компания была смешанная – юноши и девушки,
выпускники и аспиранты технических ВУЗов. Одна из девушек со смехом заметила:
- Я нарушаю закон даже просто сидя в этом кафе с друзьями! Ведь
меня не сопровождает муж, отец или брат. Полицейский может придраться.
Другая пожаловалась, что ей не разрешают ездить на
велосипеде и публично петь. И что приходится делать это с осторожностью. Но все
согласились, времена меняются. Вспомнили недавнее разрешение
женщинам-болельщицам ходить на футбольный стадион, а ещё –
иранок-мотоциклисток, иранок-горнолыжниц и иранок занимающихся паркуром.
Кажется, что женщины Ирана всерьез к чему-то готовятся. Возможно, к битве за
право быть женщиной?
- И правильно делают! – хмыкнул завитый бармен, выдохнул в потолок
дым из вейп-трубки, подхватил поднос с чизкейками и поспешил к нашему столу.