Про войну платков и иранских суперженщин



Как-то раз я с иранскими друзьями сидел в современном кафе в Тебризе. Нас обслуживал ласково улыбающийся бармен со стриженной бородой и завитыми усами. И под фруктовый смузи друзья рассказали мне, что у них в стране несколько тысяч женщин изучают… искусство ниндзя.

Они шутили:

- Это один из немногих видов спорта в Иране, разрешенных для женщин. Во-первых, не нужно раздеваться. А во-вторых, не нужно даже переодеваться. Нет лучшей маскировки в ночи, чем традиционная исламская чадра. И спрятать под ней можно всё что угодно – от катаны до веревочной лестницы.

Забавно, конечно. На самом деле чадру в Иране женщины не любят. И не столько саму чадру, хиджаб, никаб и прочие платки, сколько обязанность их носить. Мне не встретилось ни одной иранки, отозвавшейся об этом одобрительно. На людях заматываться в плотную ткань заставляет закон, но за пределами публичных мест женщины часто снимают платки и ведут себя как европейки. Дома ходят в лосинах, топиках и даже мини-юбках.

Остается вопрос: чем считать автомобиль – личным пространством или публичным? Одно время женщины, получившие водительские права, пытались доказать, что это их личное пространство, и управляли машиной без платка. Но полиция получила дополнительное указание: если стекла без тонировки, машины останавливать и простоволосых водительниц штрафовать.

Битва за платки в Иране оказалась азартным делом. В них участвует добрая половина горожанок. Исторически, Иран – светское государство. Строгий ислам здесь – сравнительно новое явление. Вдобавок, это чужая религия и не то что б идеально прижившаяся. Персидские поэты, философы и даже богословы, такие как Хафиз, Саади, Омар Хайам потешались над ханжеством и религиозным фанатизмом, призывали пить вино и любить красавиц.

Красавицы (а такие в Иране есть, поверьте!) были не против, чтобы их любили, и совершенно не стремились превратиться в монашек. После Исламской революции прошло 40 лет. Сменилось поколение, а то и два. Религиозные страсти поутихли, а количество иранских аккаунтов в инстаграме (вот уж где свобода!) перевалило за 20 миллионов. Всё больше женщин шепчут платкам упрямое «ну, к шайтану!», и сдвигают их дальше на затылок. А когда цветастая ткань падает на плечи, не торопятся ее поправить. Независимым взглядом они обводят окружающих, и лишь заметив полицейского или тревожные лица незнакомцев, возвращают платок на место.

В общественном транспорте мужчины и женщины разделены. В метро у них отдельные вагоны, а на автобусных остановках даже отдельный вход. Но в маршрутных такси все ездят вместе, прижавшись друг к другу.

- Как тебя зовут? Ты что, меня боишься? – игриво спросила меня молодая незнакомая иранка в такси, когда я изо всех сил старался не прижиматься к её мягкому бедру. Но в такси было тесно, и какой-то толстяк сбоку явно желал, чтобы мы с иранкой стали ближе, а он смог с комфортом разместить свой живот. Ох уж эти иранские нравы!

Уличные пропагандистские плакаты изображают юную девушку в нежно-зеленом хиджабе. Подпись гласит: «платок – не тюрьма, а защита». Но иранки не верят. Моя знакомая преподавательница английского языка из Шираза решила показать мне главную городскую мечеть. Разумеется, она была в платке. Но один из служителей мечети обругал её: платка мало, сверху нужно накинуть черную чадру. Если от чего и нужна защита иранкам, то от религиозной нетерпимости. Для иностранок, впрочем, в той же мечети делаются поблажки. Чадра выдается на входе, и не чёрная, а светлая – в цветочек.

В походах, на горных курортах и в любых местах, где нет полиции и чересчур бдительных сограждан, никто и не вспоминает про платки. А модные городские феи, особенно вышедшие из дома в сопровождении обеспеченных и серьезных кавалеров, носят платок так, что это уже форменная провокация. Ткань не способна скрыть волосы, вырывающиеся мощным водопадом и струящиеся по спине.

Обеспокоенное исламское правительство вывело на улицы мобильные патрули полиции нравов. Микроавтобусы с женщинами в полицейских хиджабах курсировали по Тегерану и другим крупным городам. Задерживали «неподобающе одетых» девиц – слишком короткие рукава, обтягивающие штаны - и везли в полицейский участок. И не отпускали до тех пор, пока родственники не привозили «приличную» бесформенную асексуальную одежду.
Но иранцы начали устанавливать на смартфоны приложение, показывающее местоположение патрулей. Эй, строгий мулла, поймай красавицу, если сможешь!

- Никто не любит платки! Кроме женщин Бендер-Аббаса. Там они даже в масках ходят, как у Зорро. Иран – страна супергероев, а точнее – супергероинь! - продолжала веселиться молодёжь в кафе.

Собравшаяся компания была смешанная – юноши и девушки, выпускники и аспиранты технических ВУЗов. Одна из девушек со смехом заметила:

- Я нарушаю закон даже просто сидя в этом кафе с друзьями! Ведь меня не сопровождает муж, отец или брат. Полицейский может придраться.

Другая пожаловалась, что ей не разрешают ездить на велосипеде и публично петь. И что приходится делать это с осторожностью. Но все согласились, времена меняются. Вспомнили недавнее разрешение женщинам-болельщицам ходить на футбольный стадион, а ещё – иранок-мотоциклисток, иранок-горнолыжниц и иранок занимающихся паркуром. Кажется, что женщины Ирана всерьез к чему-то готовятся. Возможно, к битве за право быть женщиной?

- И правильно делают! – хмыкнул завитый бармен, выдохнул в потолок дым из вейп-трубки, подхватил поднос с чизкейками и поспешил к нашему столу.