Схватить удачу за бронзовый нос


Городские скульптуры Петербурга превратились в подобие языческих истуканов. Петербуржцы и гости города трут их, как лампу Алладина, в надежде на исполнение желаний. Да ещё оставляют рядом денежное пожертвование. Живущим в наших людях языческим суевериям оказались не страшны ни 1000 лет христианства, ни 70 лет научного атеизма.


 Я живу у метро «Купчино», возле которого установлена статуя бравого солдата Швейка. Здесь Балканская площадь соединяется с улицей Ярослава Гашека. Первая Мировая война, в которой участвовал персонаж Гашека, как раз началась на Балканах. А сегодня бравый чешский выпивоха Швейк, воевавший против России и доводивший порученные ему дела до абсурда и катастрофы, помогает петербуржцам. 

Утром, когда толпа горожан торопится на работу, чуть ли не каждый десятый проводит солдату рукой по носу – на всякий случай, чтобы день был удачным. Статую любят дети и даже древние бабушки – обнимают, гладят Швейка по плечам, бормочут что-то ласковое. Если правда, что бывают намоленные иконы, значит должны быть и намоленные статуи, наполняющиеся силой народной веры. 

В чём сила, брат? В носу вся сила! За 10 минут моего наблюдения за скульптурой, её подёргали за нос не менее десяти раз. В среднем, по одному разу в минуту. Подходила даже пара митингующих с флагом, чтобы потереть солдата, а потом вернуться к митингу против американской военщины и высоких ставок Центробанка.

Вот очередная усталая женщина с тяжелыми сумками подходит к Швейку, со вздохом и без улыбки, кладёт сумки на землю, трёт чеху нос, потом обходит статую кругом и что-то опускает в пивную кружку, которую бронзовый хитрец прячет за спиной.
- Скажите, это какой-то ритуал? – подхожу к ней.

- Ничего особенного, - смущается она. – Говорят, удачу приносит. Деньги, значит, появятся. Я всегда ему в кружку монетку кладу.

Похоже, наши люди от литературных героев ожидают больше помощи, чем от правительства. Хватают скульптуры за носы – на удачу, а ещё жмут им руки, дёргают за уши, похлопывают по плечу, садятся на колени. Отчего бронзовые фигуры приобретают блестящие натёртости в самых неожиданных местах.

Иногда это просто шутки, вроде шалостей курсантов, полирующих яйца коня Петра I, или проказ студентов Техноложки, испытывающих слабость к шнобелю Менделеева. Но часто это подлинная вера в то, что безмолвные статуи обладают чудесными способностями.

Городские жанровые скульптуры отличаются от обычных памятников тем, что, как правило, посвящены вымышленным или собирательным персонажам. У них нет массивных постаментов. В отличие от неприступных «богов-олимпийцев» Пушкина, Ленина или Петра I, городские изваяния по статусу ближе к сельским идолам. Доступные и демократичные. У них можно попросить немного счастья и сфотографироваться в обнимку.

Тон задаёт армия экскурсоводов. Только лицензированных гидов в Петербурге около пяти тысяч. И неизвестно сколько работает полулегально! Все они советуют туристам «потереть, чтобы желание исполнилось». Туристы доверчиво слушают и трут. Вдруг исполнится?

Остапу Бендеру на Итальянской улице повезло не меньше Швейка. Судя по блеску, его выдающийся нос также считается чудотворным. А заодно таковы: стул из гостиного гарнитура, шарф, папка с документами и пятка левой ноги. Стул отполирован попами, пытающимися нащупать бриллианты, ну или хотя бы мечтающими о них. А остальной блеск – работа граждан, залезающих на статую, чтобы сделать «селфи» с персонажем, знавшим 400 относительно честных способа отъема денег у населения. В сегодняшней России он, вероятно, был бы успешным бизнес-тренером.

В 15 минутах ходьбы от Остапа на пешеходной Малой Садовой улице стоит памятник фотографу Карлу Булле, считающегося дедушкой российского фоторепортажа. Стоит ли говорить, что его нос также свят и почитаем?


- Видишь нос блестит? Потри его на счастье, - учит мама мальчика лет шести. Тот радостно бежит к фотографу и тянется к его голове. Заодно трёт руку, объектив, ручку зонта и морду бульдога, стоящего под треногой камеры. Хорошо, что объектив бронзовый, а то за заляпанное стекло фотограф мог бы и стукнуть зонтом по голове. В ногах у Буллы насыпана горсть мелочи. Её тоже оставляют «на счастье», как это принято в местах, связанных с религией: от католических храмов до степных курганов, в которых живут духи.

Здесь же на Малой Садовой на уровне второго этажа установлены статуэтки котов. С одной стороны улицы – Елисей, с другой – Василиса. Докинешь монетку до кота – вот тебе ещё удача, счастье и богатство. Развлечение весёлое и недорогое. Ради таких полезных благ каждый согласится потратить несколько копеек.

Раньше на этой же улице стояла статуя бродячего пса Гаврюши. Неизвестно почему, но горожане решили отправлять ему жалобы и пожелания. Видимо, это суеверие сохранилось с давних пор, когда на углу Малой Садовой и Итальянской можно было отправить письмо губернатору Матвиенко (примерно с таким же эффектом). Письма Гаврюше клали в стоящий рядом металлический ящик, либо писали на стенах окружающих домов. Когда стены были основательно испорчены, Гаврюшу демонтировали и перевели на другой пост – теперь он принимает просителей в сквере у дома 13 на улице Правды. К сожалению, ящик до сквера не добрался. Поэтому пёс принимает прошения в устной форме. Берёт ли он за помощь деньги, мне установить не удалось – мелочи под его ногами я не обнаружил.

Самый популярный скульптурный объект притяжения монет – это Чижик-Пыжик на Фонтанке, рядом с Михайловским замком. К нему не зарастает народная тропа. Каждый норовит попасть в Чижика монетой. Говорят, что птичка исполняет желания и творит чудеса. Её даже несколько раз воровали, чтобы желания выполняла персонально, а не кому попало.

- Удача какая-нибудь…, - недовольно ворчит сумрачный дядька, отвечая на мой вопрос, что будет, если монета попадёт в цель. Ему попасть не удалось.

- Всего за 6 рублей сколько удовольствия! - хохочет плотная обритая наголо женщина в татуировках. Она тоже не попала ни разу, но запас оптимизма и энергии позволяет ей об этом не беспокоиться.

- Пятнадцать лет подряд приезжаю в Петербург и всякий раз иду сюда, - говорит черноволосый парень в очках. Он выкинул в Фонтанку всю мелочь, какая была в кошельке. Одна из монет всё же приземлилась рядом с Чижиком, значит до следующего года можно радоваться жизни.

Возможно, настоящее счастье найдут на Фонтанке археологи будущего, когда выгребут тонны монет. Но скорее их опередят сотрудники какого-нибудь Водоканала, уже знакомые с этим «святым местом» и периодически наведывающиеся к нему на лодке с ведром и лопатой.

У Чижа нет носа, который можно потереть – только клюв. Да и дотянуться до бронзовой птицы трудновато. Но некоторые граждане продумали и это. Молодожёны привязывают за веревочку рюмку с водкой, спускают её вниз и чокаются с клювом.

Рядом с Михайловским замком есть ещё одно чудотворное место. Вполне себе серьёзный монумент Петра Великого на коне. Гранитный постамент украшен барельефами, посвященными Полтавской битве и Гангутскому морскому сражению. Здесь ослепляют блеском копыта лошадей и нога матроса – куда удалось дотянуться верующим в приметы гражданам. Говорят, что помогает при сдаче экзаменов. Любопытно, что чудотворный нос умудрились найти и здесь. Это бородатая рожа с рогами, украшающая корму одного из кораблей. Чёрт, наверное? Как бы ни было, нос у него тоже изрядно натёрт.

- Тебе что экзамены сдавать? – оттаскивает одна женщина другую, тянущуюся к барельефу.

- А что, я может ещё учиться пойду! И работу поменяю! – отвечает та и хватает матроса за пятку.

Исполнение желаний – аттракцион на котором издревле зарабатывают священники, а сейчас ещё – туристические гиды и маркетологи. Но что делать простому человеку, которому не хватает удачи? Только схватить её за бронзовый нос. И, не отпуская, попросить заодно денег, здоровья и любви. Статуя не сбежит и отказать не сможет.