Рынок амулетов в Таиланде


Жители Таиланда суеверны. Эта страна считается буддистской, но тайцы, от землекопа до министра, в глубине души остаются язычниками. Они страшно боятся привидений, подкармливают добрых духов и планируют свои дела в соответствии с астрологическим календарём. А ещё тайцы верят в силу амулетов и талисманов.

Торговля амулетами в Таиланде – крупный бизнес, в который вовлечена значительная часть населения. Тайцы носят не один, а целые вязанки амулетов на все случаи жизни. Маленькие чудодейственные кулоны продаются и покупаются, а цена самых редких из них измеряется тысячами долларов. В стране выходит сразу несколько федеральных журналов, посвящённых амулетам и талисманам. Причём на обложки иногда наклеивают амулеты в полиэтиленовых пакетиках, как пробники духов.
В Бангкоке неподалеку от королевского дворца на берегу реки Чао Прая находится рынок амулетов Тха Прачан. Свыше сотни лавок продают то, что, как считается, невозможно купить за деньги: удачу, славу, здоровье, любовь. Торговцы здесь преисполнены достоинства, они не гонятся за покупателем, не хватают его за рукав. Более того, они даже не утверждают, что что-то продают. Считается, что магическая сила не может быть в собственности человека. Поэтому здесь говорят: «мы одалживаем».
Амулеты делятся на два вида. Первые – буддистские, изображающие Будду или известных монахов, древних и ныне живущих. Внутри этих амулетов могут быть щепки дерева, под которым достиг просветления монах-отшельник, пыль от кирпичной кладки буддистского храма, пепел от сожженных в монастыре ароматических палочек.
Вторые – это талисманы, служащие для защиты от злых сил, а также для помощи в разных жизненных ситуациях: от грядущего экзамена до нашествия тараканов. Талисманы могут быть выполнены в виде животных или любых символов, не имеющих отношения к буддизму. Считается, что амулеты, обращаясь к силам духовным, помогают лишь добродетельным людям, а талисманы не столь разборчивы и служат всем подряд.

На одном из прилавков замечаю амулет с портретом короля Таиланда. Король считается живым богом, только - вот странно! – не буддистским, а индуистским. Все короли Таиланда с конца XVIII века носят титул Рама, а это одно из воплощений индийского бога Вишну. Действующий король Пумипон Адульядет – это Рама IX. Индийский эпос «Рамаяна» тайцы почитают как свой собственный. Главный государственный символ, украшающий все официальные учреждения – человеко-птица Гаруда, служившая, по легенде, богу Вишну в качестве транспортного средства.
Верчу амулет в руках: на одной стороне король, на другой – Гаруда. Наверное, такой положено носить всем чиновникам.
- И как, действует? – спрашиваю продавца.
- Не знаю… Люди верят, – улыбается продавец. Его зовут Пу Вит, ему 37 лет. Продажа амулетов – бизнес его семьи. В университете Пу Вит изучал маркетинг, а сейчас использует фундаментальные знания о рынке для торговли на нём же.
- А это что? - указываю на лежащие на столике гильзы.
- Это Такут, оберег. Внутри каждого бумажка или медная дощечка с молитвой. Такут из гильз носят на поясе солдаты. Чем оберег старше, тем дороже. Некоторые даже сняты с убитых солдат, - не без гордости рассказывает продавец.
- Так значит, они не работают, раз не смогли защитить владельца?
Пу Вит ничего не отвечает, лишь загадочно улыбается. Между королём и гильзами лежит изображение Христа.
- Что и Христа покупают?
- А как же! Покупают… - пожимает плечами Пу Вит, и видно, что он не верит в эффективность амулета с распятием.
- Слушай, у тебя тут есть хоть что-нибудь настоящее? Ну, чтоб работало! –восклицаю я.
- Вот посмотри, - Пу Вит достаёт из бумажного пакетика затёртый кусочек глины, в котором с трудом можно увидеть очертания Будды. - Это очень ценный амулет. Ему 60 лет. Его прежний владелец дважды попадал в аварию. И оба раза амулет сохранял ему жизнь. Сохранял бы и дальше, но тот умер от старости.
Амулеты с доказанной историей их эффективности – самые дорогие. Возраст и всевозможные потёртости и царапины также увеличивают стоимость волшебных артефактов. Много на рынке и подделок, поэтому серьёзные покупатели приходят сюда с увеличительными стёклами.

В отношении к амулетам тайское общество раскололось на части. Одни считают, что использование оберегов противоречит канонам буддизма, и что Будда не одобрял магию и колдовство, считая их иллюзиями. Другие, включая значительную часть буддистских монахов, утверждают, что противоречия нет, и что амулеты помогают только истинно верующим. Именно монахи имеют право изготавливать магические предметы, и для многих монастырей это дополнительный и весьма приличный источник дохода.
Амулет, изготовленный послушником, стоит недорого, но изделие вышедшее из рук известного и почитаемого святого стоит целое состояние. Над только что изготовленными амулетами монахи долго читают молитвы, чтобы зарядить изделия положительной энергией.
Тайцы часто получают амулеты в монастырях в обмен на денежное пожертвование. Если же в семье есть монах, то это большая удача. Сделанные им амулеты могут доставаться членам семьи абсолютно бесплатно.
Молодые монахи часто приходят на рынок Тха Прачан, чтобы ознакомиться с новинками или даже продать часть собственноручно сделанных амулетов в обход монастыря, чтобы помочь своим семьям.
Магические изделия стоят порой так дорого, что воры специально пробираются в монастыри, чтобы украсть амулеты, охраняющие монастырь, в том числе и от воров.

Помимо невинных амулетов и талисманов на рынке продаются статуэтки монстров самого зловещего вида. Считается, что если их «подкармливать» - давать еду, разговаривать с ними, проявлять заботу, то можно вырастить для себя божество-защитника. Подобные практики далеки от буддизма и скорее относятся к области чёрной магии. Считается, что лучшие эксперты по этой «науке» живут в соседней с Таиландом Камбодже и периодически приезжают, чтобы консультировать богатых клиентов, в том числе таиландских чиновников и военных.
Для создания «чёрных оберегов» используется мука из человеческих костей или масло из трупа мертвеца, лучше – ребёнка или монаха. Также годятся рыбьи кости, выпавшие детские зубы или козлиные рога.
Отдельно представлены фаллосы всех видов – деревянные, бронзовые, керамические – они защищают мужчин от любовных неудач. Некоторые изделия устрашают своей натуралистичностью и размером. На рынке можно приобрести даже такой необычный предмет, как гарантирующее успех у женщин дерево фаллосов.
Несмотря на сомнительные с точки зрения буддизма товары, плохая карма обходит рынок Тха Прачан стороной. Монстры и фаллосы уравновешиваются буддами и святыми. Каких будд тут только нет! Для каждого дня недели свой. Есть будда-понедельник, будда-пятница. Тайцы покупают статуэтку в зависимости от дня недели, в который родились.
Длинными рядами расселись на прилавках монахи – как настоящие, только маленькие. Не грубые поделки, а прекрасно выполненные восковые куклы с внешностью реальных монахов-знаменитостей. Кажется, они сейчас оживут, начнут улыбаться и благословлять всех собравшихся.
Очень популярен амулет, на котором изображен отшельник, закрывающий лицо руками будто от испуга. По легенде, этот святой, уставая от внимания поклонников и учеников, закрывал своё лицо и становился невидимым для окружающих. Амулет с его изображением служит для защиты от врагов и неприятностей.
Некоторые амулеты заключены в стеклянные или пластиковые контейнеры – защита для защитников. Чтобы амулеты не потеряли магической силы, следует соблюдать некоторые правила. Например, нужно снимать их с себя при походе в туалет или во время секса (ну, может кроме миниатюрного фаллоса). Запрещено крутить их на пальце, класть на пол, касаться ногой. Нельзя также надевать на одну цепочку чётное число амулетов, такие числа считаются неудачными. Подзарядить «севший» амулет можно, отнеся его в храм и повесив на некоторое время в месте, где часто молятся люди.

Рынок не ограничивается официальной территорией, а выплёскивается наружу вместе с отдельными торговцами, разложившими свой товар на газетах и тряпках прямо на тротуаре. Случайные прохожие, таксисты, даже полицейские, останавливаются, чтобы поглазеть на защитные амулеты. И покупают их, чтобы прикрепить на мундир или форменный ремень, украсить зеркальце мотоцикла, машины или моторной лодки. Тайцы – добрые люди и, как всякие добрые люди, пугливы. Кажется, их жизнь окружена опасностями, болезнями, неудачами и призраками. Но есть и верное средство от всех проблем – амулет, маленькое счастье, которое всегда можно носить с собой на цепочке.

Для GEO

От автора: Собираетесь в Таиланд? Возможно, вы найдете недорогой авиабилет здесь