Буддистский храм Ват Ронг Кхун расположен
на севере Таиланда на окраине города Чианг Рай. Его архитектурный стиль близок
к готическому – «величественный и устрашающий», это про него. Кто-то из тайцев
уже принял этот храм как место религиозного паломничества, но большинство
обывателей с ужасом смотрят на творение архитектора Чалермчая Коситпипата.
Буддистская община Таиланда долгое время вообще отказывалась считать это
сооружение храмом, а горячие головы требовали сравнять постройку с землей, дабы
не оскорблять чувства верующих. Понадобилось вмешательство самого короля, чтобы
храм признали таковым.
Причиной раздоров стала чрезмерно
вольная трактовка автором буддисткой мифологии. Кажется, что архитектор
построил вход в настоящий ад. Причем ад у него получился как у Данте – с
чудовищами, скелетами и ямами, заполненными мучающимися грешниками.
Выкрашенный в белый цвет и
декорированный кусочками зеркал Ват Ронг Кхун ярко блестит на солнце, отчего
получил прозвище Белый храм. «Он похож на свадебный торт» - шутят иностранцы.
Ну, или на дворец Снежной королевы, в котором Каю предстоит собрать из осколков
льда слово «вечность».
Храм был открыт для посещений в
2008 году, но строительство продолжается. По плану архитектора весь комплекс
будет насчитывать не менее десятка зданий и сооружений, в том числе выставочные
галереи, залы для собраний и жилые помещения для монахов. Уже сейчас Белый храм
является самой посещаемой достопримечательностью на севере Таиланда.
Иностранцев до того забавляют бетонные скелеты и чудовища, что они не могут удержать
смех: «Смотри-смотри, а вот еще отрубленные головы! Ха-ха-ха!» Тайцы обижаются,
для них-то это всерьёз – культовое место.
«Этот храм олицетворяет
просветление, куда ведет дорога полная страданий» - объясняет своё видение
архитектор. Страдания он изобразил достоверно, даже чересчур. Ещё на подъезде к
храму стоят дорожные бело-красные конусы, перегораживающие проезд автомобилям.
Вершины этих конусов украшены красными черепами. На макушках у них горят
костерки, символизирующие высшее знание, также как у статуй будд в храмах. Черепами
оформлены и указатели «Не курить!» и «Распитие спиртных напитков запрещено!».
На деревьях возле храма подвешены головы, похожие на человеческие. Но вместо лиц
какие-то рыла, почти по Гоголю: клыки, шерсть, выпученные глаза.
«Белый цвет храма символизирует
чистоту Будды» написано в путеводителе. А еще белый в Азии – это символ смерти.
Чтобы попасть в храм, нужно
пройти через мост перекинутый над ямой с грешниками. Из ямы к посетителю тянутся
руки: голые или в рукавах дорогих пиджаков с запонками, порой это и лапы
чудовищ. Похоже на христианский ад, но в буддизме такого понятия нет, а есть –
сансара, цикл перерождений. Главным пороком в этой религии считается
невежество, порождающее все прочие грехи и заставляющее человека бесконечно
перерождаться, до тех пор, пока ему не удастся очистить свою карму и достичь
просветления. Где же тут место для ямы с руками? Но художник идёт дальше: в
руки некоторых грешников он дает чаши для пожертвований, символизирующие
алчность – ещё один из великих пороков. Причем посетители потакают этому
пороку, кидая в чаши деньги «на память».
Следом за ними стоят могучие
стражи храма, один с палицей, а другой с изогнутым мечом. Тот что с мечом,
указывает посетителю пальцем на яму с грешниками, как бы говоря: «Собрался в
рай, подлец?! Отправляйся туда, куда заслуживаешь!!»
Из ямы торчат огромные клыки. Проходя
над «адом», как бы проходишь сквозь пасть демона Раху, мифологического змея,
съедающего солнце. За мостом попадаешь к главному входу. Здесь следует снять
обувь. В буддистских храмах редко требуют снимать на входе обувь. Это скорее
традиция ислама или индуизма, признак особенного уважения к дому, в который
входишь.
Над дверью, ведущей в храм
треугольное окно. Оно богато декорировано традиционным тайским орнаментом, так
что от завитушек рябит в глазах, но всё же можно заметить, что верхняя часть
треугольника, как бы обведена особо. Над окном нависает выступающий элемент
декора – глаз. «Глаз в треугольнике», классический масонский символ в Таиланде?
Ещё один любопытный элемент на стене над треугольником – две переплетающиеся
змеи, как на жезле древнегреческого бога Гермеса, знак герметической традиции,
охраняющей знания доступные только для посвященных.
Странное смешение символов,
слишком необычное для тайского восприятия. Но те, кто зашел внутрь храма и
вовсе впадают в ступор. Внутренние стены расписаны сюжетами… из голливудских
фильмов. Тут и Человек-летучая мышь с Человеком-пауком, и Нео из «Матрицы», и
космические корабли из «Звездных войн», и даже рушащиеся нью-йоркские
небоскрёбы. Апокалиптические картинки опутывают щупальца демона Мары,
повелителя иллюзий. Нам обещали, что, пройдя через зону «страданий», мы выйдем
к «просветлению», но перед нами опять лишь иллюзии. Впрочем, в храме сидит статуя
Будды, а перед ним статуя медитирующего монаха. Им нипочем голливудские
иллюзии, они прикрыли равнодушно глаза и увлечены самопознанием. Наверное, в
этом и есть задумка автора: каноническая сцена искушения Будды демоном Марой,
но на современный лад.
Несмотря на явно туристическую
ориентацию храма, снимать внутри него запрещено. Видимо запрет введен для того,
чтобы иностранцы перестали воспринимать храм как филиал «Диснейленда» и попытались
отнестись к нему уважительно, что совсем не просто, учитывая вышеописанное.
Абсурда добавляют «райские»
фигуры расставленные по газону вокруг храма, бьющие фонтаны, пруды с живыми рыбами,
а также грандиозное позолоченное здание туалета. Пожалуй, это самый красивый
туалет в Юго-восточной Азии. Эффектностью он соперничает с самим Белым храмом. Тем
более что храм серебристый, а туалет – золотой. То ли это циничный «туалетный» юмор
архитектора, то ли особое видение художника, попытка изумить гостей комплекса
бросающейся в глаза роскошью. А может быть это символ третьего главного греха в
буддизме – тщеславия?
Утверждают, что Чалермчай
Коситпипат строит храм на свои деньги и не берет пожертвования от спонсоров,
чтобы те не могли влиять на его проект. А деньги у художника якобы от продажи
его работ в Европе и Америке. Если так, то его клиенты не относятся к числу
бедных. Стоимость строительства исчисляется миллионами долларов. Площадь комплекса
со всеми сооружениями, готовыми и строящимися, занимает почти полтора гектара.
В строительстве художнику
помогают пять учеников, а работы распланированы почти на столетие вперед. «Даже
моя смерть не сможет остановить этот проект» - с пафосом заявляет мистер
Коситпипат, добавляя, что надеется заслужить своим творением вечную жизнь.
Однако любой буддист знает: вечная жизнь – это как раз и есть ад, а цель любого
живого существа – прекращение круговорота жизни и смерти. Ну да пусть с
художником-модернистом разбираются богословы. Многие из них уже сломали зубы об
неприступный Белый храм, а ведь он даже еще не закончен!
Возле золотого туалета
расположена беседка с колодцем, исполняющим желания. Достаточно бросить туда мелкую
монетку и загадать сокровенное желание. На дне колодца уже скопилась целая
груда монет, и сквозь толщу прозрачной воды кажется настоящим сокровищем. Ещё
одна иллюзия Белого храма.
Для Discovery