Парагвай – единственная страна на территории Латинской Америки сохранившая язык коренного населения в качестве государственного. Язык гуарани ходит здесь наравне с испанским, а парагвайские эмигранты, случайно встретившиеся где-нибудь на стройках Европы, предпочтут говорить друг с другом не на испанском, а именно на гуарани. В чистом виде индейцев гуарани осталось не так много, но их наследники парагвайские метисы умудрились сохранить значительную часть культуры предков. Культура эта мистична, мрачна и саркастична, и в то же время полностью отражает дух этой страны, за свою историю успевшей перенести немало невзгод. Народные мифы и легенды в Парагвае имеют не меньшее значение, чем образ Бабы Яги в России. Если в тёмных углах русского сознания притаились лешие и кикиморы, то для парагвайцев абсолютно реальны Семеро Злых братьев и другие духи.
У парагвайских сказок нет единого канона, они передаются из уст в уста, да и сам язык гуарани долгое время не имел письменности. Латинский алфавит дали аборигенам монахи-иезуиты. Именно монахи были первыми, кто попытался записать и упорядочить народные мифы.
В парагвайской столице Асунсьоне на улице Маршала Эстигаррибия выстроились ряды деревянных чудищ – персонажей мифологии гуарани. Злые языки утверждают, будто настоящие индейские легенды давно позабыты. Дескать, это европейские благотворительные организации помогают индейцам делать сувениры на продажу, а заодно сочиняют «мифологию гуарани» заново.
С этим вряд ли согласятся сельские жители:
- Эту металлическую бляху мне подарил Помберо, житель леса, – рассказывает индеец Сеферино. - Я всегда оставлял ему в подарок сигары, ром и иногда мёд. Помберо охраняет мой дом и скотину. А недавно подбросил и это!
Сеферино с гордостью демонстрирует потёртый кусок железа с остатками инкрустации – должно быть кусок лат испанского конкистадора. В умелых крестьянских руках, потёртая железка превратилась в модную пряжку для ремня.
Отношения индейца с Помберо почти панибратские. Вообще-то гуарани предпочитают не называть лесного жителя по имени. Чаще используют выражение «Хозяин Солнца», имея ввиду что это ночное существо по вечерам прячет Солнце за лесом, а по утрам выпускает. Помберо – уродливый коротышка в огромной шляпе. Любит подражать звукам лесных жителей и часто приходит, если окликнуть его по имени или посвистеть. Встреча с ним в ночном лесу обычно не сулит ничего хорошего. Помберо – отъявленный хулиган, ворует у фермеров куриные яйца и пугает лошадей. Соблазняет одиноких женщин, которые беременеют от простого касания его руки. Говорят, если на свет появился некрасивый волосатый ребёнок, то без участия Помберо тут не обошлось.
Помберо занимает почётное место в галерее монстров на улице Эстигаррибия. Заядлый курильщик и выпивоха, он изображён с бутылкой каньи – тростникового рома. Рядом пристроился лунный бог Абангуй. Согласно мифу, у него был огромный нос, который он отрубил и забросил на небо. Обрубок божественного носа стал Луной.
Открывает же галерею бородатый патриарх индейских мифов Тупа-Диос. Гуарани были первыми людьми, которых вылепил из глины этот бог. Заодно Тупа создал духов Добра и Зла, чтобы указывали человеку путь. Банан и апельсин в руках Тупы символизируют этих духов, а заодно представляют мужское и женское начала.
Созданный верховным богом дух Зла по имени Тау похитил прекрасную деву Керану, и у них родилось семеро ужасных с виду сыновей. Хотя никто не видел добра от Семерых братьев, им до сих пор поклоняются в парагвайских деревнях, стараясь жить с монстрами в добрососедских отношениях. Мало ли что?
Первенец Теху Хагуа – чудище с телом аллигатора и семью собачьими головами из глаз которых полыхает пламя. Несмотря на грозный внешний вид, Теху Хагуа безобидный вегетарианец. Его семь голов вечно не могут договориться между собой, поэтому монстр очень неповоротлив и для охоты не приспособлен. Теху Хагуа питается фруктами и мёдом, которые приносят ему братья. Видимо по этой причине Семиголовый отвечает за урожай фруктов во всём Парагвае.
Второй брат Мбой Туй – дух водопадов и водяных существ. Чешуйчатый змей с головой попугая, огромным клювом и раздвоенным языком. Любит жить на болотах. Оберегает лягушек и растения. Когда недоволен, издаёт пронзительные звуки, вызывающие ужас случайно зашедших на болота людей.
Ещё один змей Монай – бог полей. На голове у него два прямых разноцветных рога-антенны, при помощи которых змей может гипнотизировать своих жертв. В основном живёт на деревьях и охотится за птицами. Изредка Монай ворует имущество селян: кур и петухов. По легенде однажды воришку удалось сжечь. Пещеру, в которой он спрятался, указала отважная девушка Пораси. Крестьяне сожгли пещеру вместе с девушкой и змеем. Но разве можно уничтожить отпрыска бога, пусть и зловредного? Птица у фермеров продолжает пропадать и сегодня. А погибшая в огне девица стала утренним рассветом.
Единственный брат из семёрки не похожий на монстра – Ясы Ятере. Его имя означает «маленький кусочек Луны». Светловолосый голубоглазый юноша с волшебным посохом – дух сна и отдыха. Тех детишек, что отказываются спать во время дневной сиесты, он может околдовать и увести за собой в лес. Если же отобрать у Ясы Ятере его посох, то в обмен он укажет, где зарыты сокровища. Кроме того юноша является покровителем дерева мате – популярного чая, который пьёт вся страна. Парагвайца невозможно представить без кружки с трубочкой, пакета мате и термоса с водой. На работу, прогулку или в тренажёрный зал – термос всегда в руках. Если бы Ясы Ятере брал процент с лавок торгующих листьями мате, то обогатился бы. Впрочем, сыновьям Злого духа Тау и так принадлежат все сокровища Парагвая.Дух сексуальности и плодовитости Курупи изображен в виде смуглого человекоподобного монстра с мужским «причиндалом», несколько раз обмотанным вокруг пояса. По количеству пострадавших от его проделок юных селянок он даст фору даже пронырливому Помберо. Выдающийся орган злодея Курупи сам ищет новых жертв. Поймать сексуального террориста невозможно, ступни монстра могут выворачиваться задом наперёд, так чтобы следы вели в обратную сторону. Впрочем, именно этому духу, да ещё, быть может, Деве Марии, возносят свои молитвы бесплодные женщины. Дева Мария безусловно могущественна, но Курупи всё же эксперт по таким вопросам.
Шестой сын Тау и Кераны самый хищный. Это Ао-ао, дух холмов и гор, единственный из монстров, кто питается исключительно человеческой плотью. Если вас преследует Ао-ао, делятся опытом старики, единственный путь к спасению – забраться на пальму, считающуюся священным деревом. Если же вы перепутаете и заберётесь на другое дерево, то монстр будет караулить внизу, протяжно крича «Ао-ао-ао» и пытаясь подкопать корни своими острыми клыками.
Жутковатый последыш Луисон – дух смерти, человек-собака с большими ушами. Живёт на кладбище и питается мёртвыми телами, но для живых, как правило, не опасен.
Зачарованный впечатляющим парадом монстров я прохожу всю туристическую улицу Эстигаррибия и случайно сворачиваю на один из узких переулков Асунсьона. Здесь довольно уныло: облезлая штукатурка, ветер гоняет по мостовой куски старых газет, сгорбленные фигуры в рваной одежде примостились прямо на тротуаре. На стене дома намалёван силуэт Парагвая, от которого откалывает куски злобный толстяк в цилиндре и фраке.
- А что, это тоже какое-то чудовище из мифологии Парагвая? – спрашиваю прохожего.
Прохожий поднимает глаза на рисунок:
- Ну, что вы! Здесь нарисована карикатура на тему коррупции. В прошлом году Парагвай занял первое место в рейтинге самых коррумпированных стран мира, - прохожий вздыхает и, покачав головой, уходит прочь.
Что ж, чудище сегодняшнего дня толстяк-коррупционер – достойный персонаж, чтобы выставить его статую на улице Эстигаррибия. Да поможет парагвайцам Тупа-Диос справиться и с этим монстром!
Для "АиФ. Без границ"