Путешествуя по Африке, с удивлением обнаруживаешь, что многие с виду бесполезные вещи имеют некоторую ценность. Например, старые автомобильные покрышки в руках местных умельцев становятся посудой, корзинами, ведрами. Но особенно популярен этот материал при изготовлении обуви. Еще не так давно туристические путеводители предостерегали: «если вы путешествуете по Кении на машине, не оставляйте ее без присмотра, иначе туземцы срежут шины и сделают из них шлепанцы». Те мрачные времена прошли, сегодня африканским «сапожникам» нет нужды воровать - использованные покрышки в изобилии валяются вдоль дорог. Собственно с поиска материала и начинают свой день работники шила и молотка.
Из колеса легкового автомобиля получается 4 пары сандалий, из шины грузовика – до десятка. Но шину грузовика нужно еще дотащить до мастерской!..
В кенийском городке Исиоло любой знает, где сидят обувщики. От заправки, мимо овощных лавок, прямо возле дороги. Дорога разбита, и в сезон дождей больше напоминает болото. Это лучшая реклама изделиям мастеров. Что же может быть надежнее и практичнее, чем сандалии из автомобильной шины? Такая обувь не мокнет и не портится. В ассортименте детские и взрослые размеры. Классическая модель – овальные сандалии со срезанным протектором на подошве. Есть и тапочки-«вьетнамки», и даже обувь с каблуками (несрезанным протектором). В наличии даже «масайский» вариант – просто кусок покрышки с ремешками, удерживающими его на ноге.
Рабочий день исиольских обувщиков длится до тех пор, пока солнце не обойдет вокруг рынка и не уставится, наконец, недоумевающим взглядом на резиновые тапки. Солнце – плохой покупатель – изучит все товары, но никогда ничего не купит.
За день обувщик может сделать с десяток пар сандалий. Пара продается за 200 шиллингов (около 3 долларов). Такая обувь по карману даже самым бедным крестьянам. Правда, в последнее время африканские рынки захватывают товары из ещё более дешевой Азии. За те же 2-3 доллара можно купить вполне сносные китайские шлепанцы. Все этому рады, кроме теряющих клиентов кенийских обувщиков.
Но находящаяся под угрозой профессия еще жива, и я тоже хочу приобрести обувь из автомобильных покрышек. Мне, конечно, придется заплатить дороже – 300 шиллингов. Во-первых, нужен большой размер, а во-вторых, я – мзунгу, белый иностранец, а значит у меня, с точки зрения кенийца, всегда найдутся лишние несколько шиллингов. Выбираю пару покрасивее, привередничаю:
- А есть ли у вас модели Michelin, Pirelli?… Может быть Goodyear?
Мне протягивают тапок, на подошве которого сохранилась полустертая надпись «Qingdao. Made in China». И здесь китайцы! Я не хочу Qingdao. В таких тапках в приличном обществе и показаться неудобно. Отказываюсь:
- Китайские – некачественные!
- Как это, «некачественные»?! – продавец показывает мне свою ногу с болтающимся на ней тапком. – Я уже 5 лет хожу. Смотри, как новые!
Но я упираюсь, хочу «фирменные» шлепанцы. А у исиольцев таких в наличии нет.
Кстати, в Кении со мной произошла детективная история. Путешествуя по Африке на мотоцикле, я вез с собой запасную (и недешевую) покрышку. Пока мотоцикл прыгал на кенийских колдобинах, веревка ослабла, и покрышка упала на дорогу. Пропажу я заметил лишь через несколько километров. Тут же повернул назад, и по следам нашел место, где это случилось. Но, увы, ничего найти не удалось. Фирменную шину утащили в буш масаи. Мне удалось нанять нескольких местных «следопытов» с автоматами Калашникова, в армейских куртках, юбках и… тапках из шин. Они пообещали помочь найти пропажу, но сказали, что шансов на успех немного. Буш хорошо умеет хранить тайны, а из фирменной покрышки от тяжелого мотоцикла получатся просто отличные тапки. Правда, чтобы оправдать ее стоимость (около 200 евро), нужно сделать не меньше ста пар сандалий. А я свою шину хорошо знал (все-таки возил ее с собой почти 4 месяца), не получилось бы из нее ста пар! Следопыты посмеялись над моими сетованиями и отправились в буш.
Мне крупно повезло. Уже через полчаса моя шина была найдена спрятанной в ветвях деревьев. Вручив мне шину и получив заслуженное вознаграждение, старший из следопытов сказал:
- А знаешь, почему все масаи ходят в обуви из автомобильных покрышек?
- Конечно! Она дешевая, крепкая, удобная…
- Это так. Но есть и ещё одна причина. По следам от этой обуви непонятно в какую сторону пошел человек. Для тех, кто промышляет воровством или угоном скота, эта причина самая важная.
Для GEO
От автора: Хотите в Кению? Возможно, вы найдете недорогой авиабилет
здесь