Европейские путешественники XIX века нередко привозили из Южной Америки зловещий сувенир – засушенную человеческую голову, уменьшенную до размеров кукольной. Сушёными головами торговали шуары, дикое племя обитающее в Амазонии на территории современного Эквадора. Изначально охота за головами была частью магической практики шуаров и не имела ничего общего с коммерцией. Но спрос породил предложение: в обмен на экзотический сувенир можно было получить у европейцев ружья и доллары. Бизнес оказался столь выгодным, что голов стало не хватать, а эквадорские фальсификаторы принялись воровать человеческие головы из моргов, уменьшая их по шуарской технологии и выдавая иностранцам за оригинал. Лишь в 60-х годах XX века правительство Эквадора объявило торговлю сушёными головами незаконной. Но и по сей день жуткий «сувенир» иногда можно найти на черном рынке.
Магический обряд шуаров назывался тцанца. Голову убитого врага отрезали, содержимое дробили и вытаскивали, оставляя лишь оболочку из кожи. Специальной ниткой зашивали рот и глаза, чтобы душа убитого недруга не вырвалась наружу и не начала мстить. После этого голову варили в чане с солью и особыми травами, пока она не уменьшалась в размерах. Такая голова могла храниться долго, сохраняя при этом черты хозяина и даже блеск волос. Кстати, продавцы подобных сувениров уверяют, что волосы на сушеных головах продолжают расти.
Целью ритуала был контроль над душой поверженного врага. Месть разгневанных духов казалась шуарам страшнее мести пострадавшего от набега племени. Запечатанная в голове как в банке, душа уже не могла отомстить своему убийце, а вместо этого начинала служить новому хозяину. Подвешенная на шее шуарского воина такая голова была чем-то средним между оберегом и медалью «за отвагу».
Молодые воины осваивали тонкости ритуала в джунглях – им нужно было добыть голову беззащитного древесного ленивца. Посылая юношу в лес, старейшины племени давали ему зеленый банан. Когда банан становился желтым, это был знак того, что пора возвращаться домой с добычей…
Шуары умели постоять за себя. Когда в начале XVI-го века великий инка Уайна Капак пришел их завоевывать, они оказали столь энергичное сопротивление, что грозному царю пришлось не только отступить, но еще и откупаться от преследователей. Шуары не знали железа, но умело сражались при помощи деревянных копей, щитов и остро заточенных бамбуковых ножей. Они также устраивали хитроумные ловушки в джунглях – ямы с кольями и капканы из веток и лиан. Кроме того, шуары всегда были искусными охотниками и мастерами бесшумной и точной стрельбы из духового ружья. Полая трёхметровая труба собиралась из двух половинок вырезанных из пальмового ствола при помощи остро заточенной кости. Половинки склеивались смолой и обматывались древесной корой. Охотничьи стрелы также делали из пальмового дерева, остро затачивали и смазывали их ядом. Даже небольшого ранения было достаточно, чтобы жертва умерла гарантированно и быстро. Опытный охотник легко мог подстрелить летящую птицу. Но для военных целей яд не использовали, это расходилось с представлениями шуаров о чести и подпадало под религиозное табу. Подобный подход к ведению войны позволял племенам Амазонии контролировать свою численность: не допускать как чрезмерного размножения рода, так и тотального истребления.
Власти Эквадора не могли справиться с воинственным племенем вплоть до начала XX века. И видимо сознательно поощряли торговлю головами, втягивая туземцев в братоубийственные войны. Согласно обычаям кровной мести платой за голову погибшего воина была голова его убийцы. Но несмотря на распространяемые о них жуткие слухи, шуары никогда не отрезали головы европейцам, видимо не считая их души опасными или полезными для себя.
Хотя дикость магических обрядов шуаров поражала и пугала белых колонистов, подобные магические практики в истории человечества не такая уж редкость. Даяки острова Борнео хранили добытые головы врагов в святилищах своих деревень, надеясь таким образом обрести силу противника. Ещё более зловещими были практики древних семитов, когда отсеченные головы знатных людей или детей варились в соли и масле, а потом высушивались. Под язык головы клалась золотая пластина с именем одного из тёмных божеств, а сама голова устанавливалась на алтарь, перед которым разжигались лампады. При помощи такой головы, называвшейся «терафим», пытались общаться с высшими силами и узнавать будущее. Интересно, что в христианских церквях божественных посланников «серафимов» или ангелочков «херувимов» нередко изображают в виде отделённых от тела голов с крылышками. Не отголосок ли это древних времён, когда в Евразии существовали мистические практики не менее зловещие, чем у воинственных шуаров Южной Америки?