Жестокие эксперименты в Сечине

Перу – уникальная в Южной Америке страна, в которой сохранилось как нигде много следов древних цивилизаций. Ступенчатые пирамиды, руины заброшенных городов, таинственные линии в пустыне Наска. Оставили это удивительное наследие не только обнаруженные испанцами инки, но и более древние культуры, отношения к инкам не имевшие.
Такова, например, культура Сечин, постройки которых сохранились возле города Касма на северо-западе Перу. Исследователи считают, что этим постройкам не менее 3,5 тысяч лет, а самым старым в этой местности -  5,5 – 6 тысяч. То есть они ровесники (а то и предшественники) египетских пирамид, которым согласно официальной версии около 4 – 5 тысяч лет. Постройки Сечин находятся в долине одноимённой реки, берущей начало в Андах и впадающей в Тихий океан. Это пустынная местность, в которой растут кактусы, а местные фермеры выращивают элитные сорта авокадо, орошая свои плантации речной водой.
Интересна цивилизация Сечин не возрастом, не архитектурой и не красотой окружающих пейзажей. Руины её храмов сохранились не настолько хорошо, чтобы сделать Сечин прибыльным туристическим центром. В иной день посетителей в местном музее и вовсе не увидишь. И тем не менее, это одно из самых необычных и странных мест в щедром на достопримечательности Перу. Более всего впечатляют вырезанные на камнях рисунки, которые оставили после себя сечинцы. Если в современном мире искусство (по крайней мере, классическое) воспевает красоту, то художники Сечина считали ровно наоборот: искусство должно пугать. На осколках барельефов в древних храмах изображены отрубленные головы, руки, ноги. Лица искажены болью и страданием. Кажется, если постоять возле этих камней, можно даже услышать скрежет зубов. Глаза на каменных портретах отсутствуют. Некоторые историки считают, что сечинцы перед казнью вырывали глаза пленным врагам, чтобы те не следили за своими обидчиками с того света. Только у фигур, изображенных в полный рост с ритуальными кинжалами в руках, глаза открыты.
Эти примитивные по исполнению рисунки вызывают оторопь своей натуралистичностью и жестокостью: безглазые головы и отдельно коллекция глаз, отсеченные конечности, полдюжины позвоночных столбов, хлещущая потоками кровь…
Барельефы представляют собой монолитные каменные пластины, из которых сложен фасад храма. Пластины уложены как попало без видимого порядка, а промежутки между ними заделаны обычными булыжниками. Возможно, руинам придали «смотрибельный» вид гораздо позднее, а раньше жуткие рисунки были обращены внутрь храма, а не наружу, и служили, например, для запугивания вошедших туда прихожан.
Здание храма построено из необожженных глиняных кирпичей. Изначально в центре храма была круглая (14 метров в диаметре) площадка для проведения религиозных церемоний. Позже храм был окружен высокой каменной стеной. Общая площадь храмовых сооружений – около гектара.
Сечинцы занимались сельским хозяйством, а также добывали рыбу и морепродукты, благодаря близости города к океанскому побережью.
В попытках объяснить не имеющую в мире аналогов жестокость сечинского искусства археологи предполагают, что это была агрессивная и воинственная цивилизация. Фигуры с мечами – это воины, в буквальном смысле прорубающие себе дорогу через тела врагов.
Другая распространённая версия: это не воины, а жрецы, совершающие массовое жертвоприношение дабы заслужить благосклонность богов. Любопытно, что никаких изображений богов на барельефах найдено не было. Разве что перед входом в храм раньше стояли изображения гигантских рыб – сейчас они перенесены в местный музей.
А что если посмотреть на это под другим углом: может быть древние жрецы просто занимались наукой? Препарировали пленных рабов, как современные учёные – лабораторных крыс. Иначе чем объяснить навязчивые попытки классифицировать и каталогизировать все части человеческих тел? Отдельно глаза, отдельно позвоночные столбы, отдельно внутренние органы. У одной из отрубленных голов кровь течёт изо рта, у другой – из носа, у третьей – из глаз. Может быть это вообще не кровь, а другие выделения: насморк, мокрота, тошнота, слёзы? Вот отдельно изображены желудок и кишечник. Какому богу может понравиться такая жертва?
Рассматривая эту древнюю расчленёнку, сложно отделаться от мысли, что перед нами первый в мире госпиталь или даже медицинский университет, а жрец, поднявший ритуальный нож – хирург со скальпелем. Известно что древние цивилизации Латинской Америки были искусны не только в ирригации, астрономии и инженерном деле, но также успешно проводили сложнейшие медицинские операции, включая трепанацию черепа. Научные эксперименты требовали жертв, и, судя по всему, в «добровольцах» недостатка не было.
Увы, подтвердить эту теорию пока невозможно, для этого не хватает фактов. Научные и медицинские достижения не спасли цивилизацию Сечин от исчезновения в VIII веке до н.э. Успели ли они передать свои знания наследующим им цивилизациям? Не исключено. Сегодня от «экспериментальной лаборатории» сечинцев остались лишь покрытые жёлтой пылью каменные руины, да жутковатые барельефы, пугающие редких туристов.