Земля Свази

Название этой страны – искаженное англичанами имя местного короля Мсвати II, правившего здесь с 1840 по 1868 год. Земля Свази или Свазиленд – маленькое королевство, втиснувшееся между соседями-гигантами Мозамбиком и ЮАР. Свазиленд мог бы стать еще одной провинцией Южно-африканской республики, если бы в результате англо-бурской войны 1899–1902 гг не оказался под протекторатом Британии. Именно этот факт позволил племени свази до нынешних дней сохранить монархию – в Англии ведь тоже правит королева. В годы Второй мировой войны Свазиленд выступал на стороне союзников – около 4000 солдат сражались с фашизмом в Африке и Италии.
 Главный торговый партнер Свазиленда – ЮАР. Южноафриканские ранды свободно вращаются в экономике наряду с местными емалангени. Курс – один к одному, даже выглядят похоже. Свази стали пользоваться деньгами сравнительно недавно – в конце XIX века. До этого жили натуральным хозяйством. У каждой семьи был кусок земли, на которой паслись коровы, считавшиеся мерилом состоятельности. Корова – идеальный денежный знак, его нельзя подделать, и он не подвержен инфляции или кризису. Когда молодой свази собирался жениться, он должен был выплатить родителям невесты лоболу – выкуп в коровах. Кое-где такая практика используется до сих пор.
Большинство свази продолжают жить в деревнях и заниматься сельским хозяйством. Около 60% территории принадлежит королю, но отдана племенам в бессрочную аренду, за которую они не платят. Основной доход государство получает от деятельности коммерческих компаний. Самая крупная из них – «Кока-кола». В Свазиленде выращивают сахарный тростник, перерабатывают его в сахар и производят концентрат для газированных напитков, распространяемых в Африке. Еще в стране изготавливают холодильники для той же «Кока-колы» – до 2 тысяч штук в день. Чуть ли не весь бюджет маленького государства формируется благодаря гигантскому производителю газировки. Каждый год король Свазиленда встречается с генеральным директором «Кока-колы», ради чего совершает путешествие в США.

В Свазиленде развивается туризм, но достопримечательностей немного, в основном к ним относятся несколько заповедников. На дорогах возле не огороженных изгородями национальных парков встречаются надписи: «Велосипедисты и пешеходы, опасайтесь львов и слонов!» Впрочем, что именно делать пешеходу при встрече со львом, не поясняется.
По настоящему привлекательным для туристов мероприятием является ежегодный фестиваль «Танец тростника». Раз в год король Свазиленда выбирает себе новую жену из числа претенденток присланных на конкурс от нескольких десятков местных племен. Тысячи полуобнаженных девственниц танцуют перед монархом со связками тростника в руках. Самая удачливая пополнит ряды королевских жен. Чем старше монарх, тем больше у него жен. При этом королевой не является ни одна из женщин - этот статус принадлежит матери короля. В королевской семье может быть около сотни детей, но наследника выбирают так, чтобы у него не было братьев от той же матери, чтобы не допустить междоусобиц. По закону в Свазиленде не только монарх может быть многоженцем, но и рядовой гражданин (готовый к сопутствующим многоженству расходам). Это связано с тем, что свази – воинственное племя. Из-за стычек с соседями мужчины часто погибали, а заботу о вдовах брали на себя отцы или братья убитых.
Свазиленд избежал печального опыта апартеида, как в соседней ЮАР, поэтому в обществе нет расистских настроений. Свази, зулусы, буры, англичане и индусы живут дружно, не ссорятся. В стране поддерживается порядок и безопасность. По идеальным дорогам с ровной разметкой носятся суперменистые полицейские на белоснежных мотоциклах. Когда патрульные на высокой скорости вписываются в поворот, их суперсовременные байки практически ложатся на асфальт. Преступность в стране невысока, хотя близость беспокойных Мозамбика и ЮАР все-таки сказывается. Раньше нарушителей закона сбрасывали со скалы в долине Эзулвини. Теперь их судьбу решает Фемида английского образца: без зверств, но со всей строгостью.
Свази, несмотря на воинственность, производят впечатление вежливых и дружелюбных людей. Многие из них, сохраняя самобытность, разгуливают по улицам в обернутых вокруг чресел шкурах и с копьями в руках. Жители Свазиленда любят искусство. Особенно они опытны в резьбе по камню или дереву. Правда, под влиянием европейцев, местное искусство стало напоминать поп-арт. В сувенирных лавках продаются стулья в виде грудастых женщин, фигурки ангелов без штанов или слоны и носороги, сделанные из пивных банок. Но главным сувениром являются знаменитые местные свечи в виде всё тех же слонов или носорогов. Свечи начали изготовлять сравнительно недавно, когда резчики обнаружили, что при одинаковой стоимости каменного слона и воскового, последних можно за то же время вылепить в 50 раз больше.
В Свазиленде я познакомился с белыми африканцами. Некоторые из них переехали из ЮАР, другие – из числа буров – родились здесь. Чтобы обеспечить себя белые свазилендцы постоянно трудятся. Шон, хозяин кемпинга, в котором я остановился, занимался множеством вещей одновременно. Следил за укладкой искусственной травы для королевского «Танца тростника», красил цистерны для воды, разбирал гигантский ветряк, чинил мотоциклы и квадроциклы, чистил бассейны, поливал грядки с овощами и возил туристов на экскурсии.
Неподалеку от кемпинга находился коммерческий центр – пара продуктовых магазинов, овощной рынок и много мелких палаток-мастерских. Белые туда заглядывали редко, в основном - свази. В собранных из фанеры и картона палатках продавалось самодельное мороженое, и здесь же (на всякий случай) клизмы для очистки желудка – жестяные цилиндры с пластиковыми трубками. Рядом можно было одновременно подстричься и починить разбитые ботинки. Инструменты для этих операций хранились в одних и тех же ящиках. Мне действительно нужно было привести в порядок прическу и починить «просящий каши» кроссовок. Несмотря на сомнительную рекламу - надпись «парикмахер» на щите была нанесена красной краской со стекающими в виде крови подтеками - я решил рискнуть. Пока один мастер колдовал над кроссовком, другой достал из ящика машинку для стрижки. Сначала она не заводилась, потом «парикмахер» не мог разобраться, как ей пользоваться, и позвал приятеля. Уже двое молодых балбесов тыкались в мою голову жужжащей машинкой, но дело не двигалось. Появился третий. Он кое-как обработал половину волос, прежде чем мое терпение иссякло: я отобрал у «парикмахеров» машинку и достригся сам. С ботинком получилось ненамного лучше. Осмотрев получившийся шов, я решил выкинуть старую обувь и купить новую.
Несмотря на некоторые экономические успехи, Свазиленд – это всё-таки Африка. Чтобы там жить – нужно быть мастером на все руки, а чтобы путешествовать – обладать изрядным чувством юмора.