Мастер Уд Папа привычно пропускает шнурок сквозь бамбуковые спицы. Узловатые пальцы мастера работают так ловко, будто это не руки, а деловитые пауки, плетущие деревянную паутину. Более 22 лет Уд Папа профессионально изготавливает бамбуковые зонтики. Не так уж и долго, если учесть, что старейшему члену кооператива «Бо Санг Изготовление Зонтиков Лимитед» - недавно исполнилось 82 года. Когда-то Уд Папа был обычным тайским фермером и выращивал рис. Отец научил его делать красивые зонтики из бамбука, чтобы скоротать время в период сезона дождей, а заодно немного заработать. Когда отец совсем состарился, то продал ферму, и оставшийся без земли Уд Папа решил полностью посвятить себя зонтичному производству. Мастер собирает около 50 деревянных заготовок в день. Каждая заготовка – практически действующий зонтик, он может открываться и закрываться, остаётся лишь наклеить бумажный купол и расписать журавлями и тюльпанами. «Сыновья не захотели осваивать моё ремесло, - сокрушается мастер. – Уехали в город, там больше платят. А мне нравится эта работа…» Старик гордо восседает посреди целого выводка мини-зонтов, как курица посреди цыплят. Ему действительно по душе эта архаичная профессия.
Бамбуковые зонтики попали в Таиланд из Китая. По легенде, уникальную технологию в XIX веке привёз из соседней Бирмы странствующий буддийский монах. В Китае же эту технологию знали ещё 2 тысячелетия назад. Для буддистов зонтик – один из священных символов. Он служит для защиты от злых сил. Большие – до 2 метров в диаметре – церемониальные зонтики устанавливают над статуями богов и бодхисатв. Росписи на стенах храмов часто изображают гигантскую кобру, раскрывшую над медитирующим Буддой свой капюшон, – тоже своего рода зонт. Послушники и молодые монахи носят зонтики над духовными учителями высокого ранга. Известна документальная видеосъемка, на которой монах, не имея возможности сесть с зонтиком в автомобиль Далай Ламы (ещё до эмиграции последнего из Китая), бежит, держа зонтик над едущим автомобилем.
Позже зонт стал считаться признаком высокого статуса владельца. Тайские модницы прятались под разукрашенными бумажными куполами от непрошенного загара, подходящего разве что простым землепашцам. Деревенским жителям зонты уж точно были ни к чему: от дождя и солнца их спасали широкие конусовидные шляпы, популярные в Юго-восточной Азии и по сей день.
Для тайских крестьян, проживающих в северной провинции Чианг Май, изготовление бамбуковых зонтиков стало побочным заработком, хобби и, как не странно, возможностью улучшить карму и заслужить благоволение высших сил. Освободившись после сбора урожая, крестьяне целыми деревнями принимались делать зонтики, чтобы пожертвовать их монастырям.
В XX веке с развитием новых технологий и появлением на рынках фабричных металлических зонтов традиционное ремесло едва не умерло, но к счастью было восстановлено благодаря туризму. Иностранцы охотно покупают изящные бамбуковые зонты в качестве сувениров и для оформления интерьеров. Также это непременный аксессуар участниц ежегодного конкурса красоты в Чианг Мае.
«Зонтичный кооператив» открылся прямо возле дороги между посёлками Бо Санг и Санкампенг. Аксакал Уд Папа – всего лишь один из членов коллектива в 45 человек, ежедневно производящего сотни зонтов. Технология – та же, что была популярна в позапрошлом веке.
Основание зонтика делают из бамбука. Острым кривым ножом аккуратно вырезают детали и укрепляют таким образом, чтобы основа раскрывалась и складывалась также как у современных металлических аналогов. 24 спицы – бамбуковая щепа. Верхняя и нижняя заглушки тоже бамбуковые, хотя иногда вырезаются из сосны.
Отдельно делается бумага для купола. Обдирают кору тутового дерева (или по-тайски, дерева Са), и в течение суток отмачивают её в каменном бассейне с водой. Потом варят 3-4 часа в котле или бочке, смешав с несколькими видами пепла. После варки промывают кору в чистой воде и отбивают молотком, до тех пор, пока она не станет совсем мягкой. После этого её снова бросают отмокать в бассейн, периодически помешивая воду палкой. Растворяясь в воде, кора превращается в мягкую жижу. В бассейн опускают хлопковую ткань или, что удобнее, раму с натянутой сеткой. Когда раму вынимают, её уже покрывает плёнка из растворённой коры. Потом раму сушат на солнце. Плёнка высыхает и превращается в красивую плотную бумагу с вкраплениями растительных волокон. Если бумага нужна цветная, то ещё на стадии размачивания в воду добавляют натуральный краситель.
Когда полотно готово, его натягивают на деревянный остов. Для этого варят клейстер из рисовой муки с добавлением лесного фрукта таго. Склеивают бумагу в два слоя, да ещё промазывают клейстером сверху, чтобы сделать купол зонтика прочным и водостойким. После этого получившийся зонтик сушат на солнце, а потом искусно расписывают красками и китайской тушью. Для типовых дизайнов в кооперативе придумали романтические названия: «Азиатская весна», «Зеркальные драконы», «Юный бамбук», «Птицы любви». При желании, заказчик может попросить разрисовать зонтики по своему усмотрению, например на хэллоуин – черепами, к чемпионату мира по футболу – мячами, к выборам – портретами политиков.
Получившиеся шедевры, яркие и стильные, если использовать их для защиты от дождя, прослужат своим владельцам несколько сезонов. Желающие купить зонт попрочнее могут отказаться от бумаги и заказать купол из хлопка, вискозы, шелка или брезента. Цена на бумажный зонт обычно не превышает 30 долларов и зависит от диаметра купола (от 40 до 110 см) и сложности росписи.
Те же клиенты, которым совсем не нужен зонт, могут купить в кооперативе бамбуковый веер. Пусть и не священный предмет, но тоже со своей историей. Веера также попали в Таиланд из Китая. Когда-то ими пользовались знатные китайские мандарины... Впрочем, это уже тема другого рассказа.