Золотой Храм в Амритсаре.

На северо-западе Индии возле пакистанской границы есть небольшой город. Перенаселенный, неопрятный, шумный – такой же, как все прочие провинциальные индийские города, и в то же время непохожий ни на один город мира. Он называется Амритсар, и именно в нем находится главная святыня сикхов – Золотой Храм. В эту «сикхскую мекку» съезжаются паломники со всей Индии и даже из-за ее пределов.
Сикхизм представляет собой нечто среднее между индуизмом и исламом. Сикхи верят в одного Бога и отвергают поклонение идолам. Они верят в карму и в возможность перерождения после смерти. Они не употребляют алкоголь и наркотики. Сикхизму почти 500 лет. Его основатель гуру Нанак, живший с 1469-го по 1539-й год, сорок лет путешествовал по Азии, побывав во многих местах от Непала до Саудовской Аравии.
Рассказывают, что однажды в Мекке гуру Нанак отдыхал, лежа ногами в сторону священного храма – Каабы. К нему подошел один мусульманин и строго сказал, что надо развернуться в обратную сторону, невежливо лежать ногами в сторону святыни. «Почему?» - спросил гуру Нанак. «Потому, что там находится Бог!» - важно ответил мусульманин. «А скажи мне, брат, где Бога нет?» - кротко молвил гуру, и посрамленный собеседник ушел ни с чем.
Нынешние амритсарские коммерсанты любят связывать названия своих заведений с именем гуру Нанака. Тут и «Парикмахерская гуру Нанака», и «Запчасти гуру Нанака», и даже «Женские платья гуру Нанака».
Всего в создании сикхизма принимало участие десять гуру, их учения собраны в священной книге «Гуру Грант Сахиб». В ней правила и принципы, по которым должны жить люди вообще, и сикхи в первую очередь. Иконостас с изображениями десяти гуру часто встречается в сикхских домах и в автомобилях.
Фамилии у всех сикхов одинаковые - сингх, что означает «лев». Сикхи – воинственный народ. Они любят оружие и гордятся своей храбростью. Из сикхов получаются хорошие солдаты, пожарные, спасатели, телохранители. За свои идеалы сикхи с легкостью жертвуют жизнями, своими или чужими. Одна из легенд гласит: во время страшного боя воин-сикх продолжал сражаться даже после того, как ему отрубили голову, и лишь когда последний враг оказался повержен, храбрый воин упал замертво. Фигуру сражающегося обезглавленного воина можно увидеть на одной из фресок, украшающих Золотой Храм. Несмотря на внешнюю воинственность, сикхизм демократичная и даже добрая религия. Любому посетителю, независимо от вероисповедания, будут рады в сикхском храме. Его бесплатно накормят в местной столовой и предложат остаться на ночлег. Сикхи гостеприимны и приветливы.
Непременные атрибуты сикхов – браслет на руке, гребень в волосах, короткие кожаные штаны, кинжал на боку. Ортодоксальные сикхи вообще обожают оружие и носят с собой копья, дубины, мечи и прочие смертоносные игрушки. Индус в чалме – привычный киношный образ. А между тем индусы чалму не носят, чалма – атрибут сикхов, необходимый, чтобы скрыть под ней гребень и гриву волос. Сикхам не полагается стричься и бриться. Для удобства бородачи подвязывают мешающие волосы специальной сеточкой. Носить чалму – удел настоящих мужчин. Юноши носят лишь ее упрощенное подобие, а дети – маленький платочек на голове, обхватывающий гребень. Цвет чалмы имеет значение. Сикхи в тюрбанах синего цвета считаются самыми воинственными. Некоторые из них носят на чалмах металлическое плоское кольцо с остро заточенным внешним краем, предназначенное для метания в противника. Женщины-сикхи укрывают голову обычным платком, а на боку у них висит традиционный сикхский изогнутый кинжал.
«Золотым» храм называется потому, что покрыт настоящим золотом. Драгоценный металл жертвуют паломники. За историю существования Храма, его не раз грабили и даже пытались уничтожить, но всякий раз сикхи его полностью восстанавливали.

В 1984 году Золотой Храм стал свидетелем самых драматических событий за его историю. Сикхские сепаратисты попытались на территории индийского штата Пенджаб создать независимое государство Халистан со столицей в Амритсаре. Свой штаб сепаратисты разместили как раз в Золотом Храме и были готовы бороться за независимость силовыми методами. Находившаяся тогда у власти Индира Ганди не могла допустить расшатывания государства. Правительственные войска сломили сикхское сопротивление и захватили Амритсар. Последние мятежники держали оборону в Храме. Индира Ганди отдала приказ взять Храм штурмом и уничтожить засевших там сепаратистов, не взирая на то, что внутри было еще около 10 тысяч паломников, оказавшихся заложниками ситуации. За это святотатственное решение, приведшее к значительным человеческим жертвам, она поплатилась позже. Премьер-министра Индии убили её собственные телохранители-сикхи.
При входе в Золотой Храм гостей просят оставить вещи и разуться. Для этого существуют камеры хранения. Голова посетителя обязательно должна быть прикрыта чалмой или платком, а ноги омыты в нише с проточной водой.
Вошедших встречает огромное внутреннее пространство храмовой территории. В центре – прямоугольный искусственный пруд, в середине которого сверкает на солнце Золотой Храм. Играет медитативная музыка, верующие степенно обходят пруд по часовой стрелке, здесь так принято. Просто удивительно, какой контраст составляет тихая и величественная атмосфера храма с суетой и хаосом индийских улиц.
Храмовый пруд тоже интересен. Его обитатели, крупные карпы, подплывают совсем близко к берегу и жадно открывают рты, надеясь на подношение. В пруду совершают омовение для удачи и здоровья. Говорят, один из царей древности излечился от проказы, купаясь в этом пруду. Поэтому теперь, надеясь исцелиться от всех болезней, здесь плавают десятки паломников. Для тех, кто не умеет плавать, к берегу прикреплены специальные цепи, схватившись за которые можно легко вылезти из воды, не подвергаясь риску быть увлеченным на дно голодными карпами.
В каждом из четырех углов двора расположены места для питья. Добровольцы без устали наливают паломникам чистой питьевой воды, а потом тщательно моют посуду, прежде чем использовать снова. В Индии, не отличающейся чистотой и санитарной безопасностью, такая забота оправдана. Каменный пол храмовой территории также регулярно моют, чтобы паломники могли ходить босиком, ничего не опасаясь.

В Храм тянется длинная очередь. Желающие совершить пожертвование платят деньги в кассу и получают порцию каши на большом зеленом листе. Сладкую кашу можно съесть или отдать рыбам. Лист у входящего в Храм в любом случае отберет специальный служитель. В центре Храма на первом этаже сидят музыканты. Они играют на клавесинах и барабанах и поют религиозные гимны. Вокруг набросаны деньги и цветы, подарки верующих. Один из служителей сгребает деньги шваброй в деревянный ящик, чтобы не накапливалось слишком много.
Можно подняться по лестнице на второй этаж. Там любой желающий может взять молитвенник на хинди и посидеть на ковре, читая молитвы и медитируя. Там же находится огромный экземпляр книги Грант Сахиб, читаемый двадцать четыре часа в сутки. Чтец сидит молча, изредка перелистывая гигантские страницы. Он никогда не прерывает чтение. Если стемнеет – зажжется искусственный свет, если отключат электричество – чтец достанет карманный фонарик и продолжит свое занятие. Если он устанет, другой сикх сменит его. Священную книгу читают без перерыва еще в нескольких местах храмового комплекса. В некоторых святилищах ее читают вслух и нараспев.
Поднявшись еще выше, можно выбраться на крышу храма и осмотреть территорию с высоты. Зрелище величественное и незабываемое. А мелодичная музыка рождает в душе ощущение причастности к чему-то возвышенному.
Никакие прозаические потребности не должны омрачать сознания паломников. Поэтому для них предусмотрены различные блага, например, бесплатная столовая. Ежедневно через столовую Золотого Храма проходит до пятидесяти тысяч человек. Еда простая, но сытная. Белый рис, похлебка из чечевицы, лепешка-чапати и плошка с водой. Трапезничающие рассаживаются прямо на полу на длинных полосах плотной ткани. Добровольцы из сикхской коммуны разносят еду в корзинах и кастрюлях. Брать можно столько, сколько захочется. Не хватает – принесут еще. При раздаче хлеба, надо выставить ладони перед собой, будто просишь подаяние. Этим демонстрируешь смирение и укрощаешь гордыню. В знак благодарности можно чуть поклониться, сложив ладони вертикально. Долго возиться с едой не следует, ведь надо позволить поесть и другим.
Гостиница для паломников тоже бесплатна. Почетным сикхским делегациям выделяют отдельные комнаты, а все остальные могут размещаются на циновках во дворе. Для иностранцев выделено отдельное помещение, охраняемое бдительной стражей с копьями. Охрана небесполезна: возле входа висит щит с фотографиями воров, пойманных в гостинице ранее. Ни у одного из изображенных воров нет чалмы и бороды, все они были случайными людьми здесь. Сикхи обычно не воруют.
Вечером храм расцвечивается разноцветными огнями. Они сверкают и переливаются, отражаясь в водной глади и создавая волшебную атмосферу праздника, с которым не хочется расставаться.