Религия Као Дай – загадочный культ, распространившийся во Вьетнаме в начале XX века. Говорят, в мире насчитывается от 2 до 6 миллионов последователей культа, в первую очередь – среди вьетнамцев. Точное число посчитать трудно, так как вьетнамцы могут одновременно считать себя каодаистами, буддистами, христианами и почитать духов предков.
Главный храм Као Дай находится в городке Тай Нинь, что на юге Вьетнама возле границы с Камбоджей. Это не просто храм, а целый посёлок со своей администрацией, больницей, школой, парками и прочими общественными объектами. Расцвет этой синкретической (то есть – искусственно выведенной, гибридной) религии пришёлся на время правления французов. Основал её в 1926 году крупный чиновник французской администрации Индокитая по имени Ле Ванг Чунг. По легенде, ему явилось Высшее существо, приказавшее основать новую религию, которая объединила бы все прочие: буддизм, даосизм, конфуцианство, христианство и ислам.
Учение Као Дай считает, что на протяжении веков Повелитель Вселенной проявлял себя при помощи своих пророков – великих религиозных учителей, таких как Лао Цзы, Христос, Моисей, Будда, а также просто известных людей – гуманистов и просветителей. Медиумы Као Дай способны общаться с духами этих личностей. И духи передают им инструкции от Верховного божества, а иногда и само оно являет себя во время спиритических сеансов, причём – в образе левого глаза. Почему-то в Као Дай считается, что именно левый глаз Бога способен заглянуть в душу человека.
Главный символ культа – этот самый глаз, Всевидящее Око, заключённое в треугольник с расходящимися во все стороны лучами. По совпадению, это один из основных символов масонства. Масонами были и знаменитые французские просветители, чьи духи инструктируют мистиков Као Дай: писатель Виктор Гюго, математик Рене Декарт, философ Прудон, микробиолог Луи Пастер. Кроме того Као Дай почитает римского императора Юлия Цезаря, французскую воительницу Жанну Д`Арк, итальянского диктатора Бенито Муссолини, русского писателя Льва Толстого, разрушителя СССР Михаила Горбачёва и даже главного идеолога большевизма Владимира Ленина! Удобно иметь столь обширный пантеон святых: коммунисты, монархисты, пацифисты, фашисты, либералы – каждый найдёт себе «святого» по вкусу.
Внешне главный храм Као-Дай напоминает католический собор: так же вытянут в длину, с двумя башнями-колокольнями на фасаде. На стене возле входа красуется фреска, изображающая подписание договора между Богом и людьми. Договор подписывают французский писатель Виктор Гюго и китайский революционер Сунь Ятсен. На французском и китайском языках они выводят на договоре фразы «Бог и Человечество» и «Любовь и Правосудие». Стоящий рядом вьетнамский поэт Нгуен Бинь Кхием держит в руках чернильницу, вокруг которой такой же светящийся нимб, как и вокруг голов собравшихся.

В полу за алтарём главного храма спрятан люк и ещё один есть в самом шаре. Возможно, в отсутствие «хозяина», космическим шаром можно как-то управлять: включать его подсветку, вращать и создавать прочие удивительные для прихожан эффекты, практикуемые ещё жрецами древнего Египта.
Синие, жёлтые и красные одежды служителей культа символизируют религии, оказавшие наибольшее влияние на Као Дай: буддизм, даосизм и католицизм. Каодаисты верят в переселение душ и в закон кармы как буддисты, практикуют оккультизм как даосы, а во главе религиозного движения стоит папа как в католицизме. Правда, с 1933 года место папы вакантно, и трон его в главном храме пустует. Вместо него правят 12 высших иерархов, и только они имеют право на связь с духами, вещающими на английском, французском, китайском и вьетнамском языках.
Прошли те времена, когда секта Као Дай имела полную поддержку властей – ещё французских, колониальных. На открытии главного храма присутствовало высшее руководство французской администрации Индокитая, а первыми адептами Као Дай стали крупные чиновники-вьетнамцы.
Когда-то общение с духами было привычным явлением во вьетнамских деревнях. Однако с появлением нового культа простые деревенские шаманы и медиумы оказались вне закона и даже штрафовались за свою деятельность. Поддерживаемая властями секта монополизировала связь с духами и загробным миром. Теперь даже за бытовым советом крестьянину нужно было идти не к шаману, а в церковь Као Дай.

Пришедшие во Вьетнам американцы не поняли хитрой политической игры французов и перестали поддерживать секту. Войско Као Дай было распущено, и освобождённые от сектантов территории тут же заняли коммунисты, противники американцев. После победы коммунистов и объединения Вьетнама в 1975 году секту запретили, реквизировав всё её имущество. Однако в 1985 Као Дай разрешили вновь, а храмы вернули. Судя по состоянию принадлежащей храму территории в Тай Нине, сегодня община Као Дай живёт неплохо. Деньги на её нужды приходят из-за рубежа: считается, что их жертвуют вьетнамские эмигранты. Пусть культ не имеет былой политической и, тем более, военной силы, однако и не умирает. Яркий главный храм Као-Дай – один из основных туристических аттракционов в окрестностях Хо Ши Мина.
Но, кто знает, возможно, в один из дней Глаз снова прикажет взять оружие, и тогда разноцветные наряды вегетарианцев-последователей Као Дай вновь сменятся на форму цвета хаки.
Для Discovery