Божественная, нечеловеческая музыка разливается с балкона храма. Слушать её странно. Кажется, что музыканты играют невпопад, будто настраивают инструменты перед представлением в цирке. Но именно эти звуки наиболее приятны здешнему божеству.
Жрецы в разноцветных халатах и колпаках входят в храм. Следом за ними идут простые прихожане в белой одежде, рассаживаются на полу и, скрестив ноги, застывают в медитативных позах. Контролирующие ритуальное действо старосты занимают свои посты возле колонн, обвитых драконами из крашеного бетона. На месте алтаря возвышается огромный тёмно-зелёный шар с изображениями облаков, звёзд и человеческого глаза. Музыка усиливается, молящиеся троекратно кланяются шару, касаясь лбом кафельного пола. Шар молчит, немигающий глаз пристально смотрит перед собой.
Религия Као Дай – загадочный культ, распространившийся во Вьетнаме в начале XX века. Говорят, в мире насчитывается от 2 до 6 миллионов последователей культа, в первую очередь – среди вьетнамцев. Точное число посчитать трудно, так как вьетнамцы могут одновременно считать себя каодаистами, буддистами, христианами и почитать духов предков.
Главный храм Као Дай находится в городке Тай Нинь, что на юге Вьетнама возле границы с Камбоджей. Это не просто храм, а целый посёлок со своей администрацией, больницей, школой, парками и прочими общественными объектами. Расцвет этой синкретической (то есть – искусственно выведенной, гибридной) религии пришёлся на время правления французов. Основал её в 1926 году крупный чиновник французской администрации Индокитая по имени Ле Ванг Чунг. По легенде, ему явилось Высшее существо, приказавшее основать новую религию, которая объединила бы все прочие: буддизм, даосизм, конфуцианство, христианство и ислам.
Учение Као Дай считает, что на протяжении веков Повелитель Вселенной проявлял себя при помощи своих пророков – великих религиозных учителей, таких как Лао Цзы, Христос, Моисей, Будда, а также просто известных людей – гуманистов и просветителей. Медиумы Као Дай способны общаться с духами этих личностей. И духи передают им инструкции от Верховного божества, а иногда и само оно являет себя во время спиритических сеансов, причём – в образе левого глаза. Почему-то в Као Дай считается, что именно левый глаз Бога способен заглянуть в душу человека.
Главный символ культа – этот самый глаз, Всевидящее Око, заключённое в треугольник с расходящимися во все стороны лучами. По совпадению, это один из основных символов масонства. Масонами были и знаменитые французские просветители, чьи духи инструктируют мистиков Као Дай: писатель Виктор Гюго, математик Рене Декарт, философ Прудон, микробиолог Луи Пастер.
Кроме того Као Дай почитает римского императора Юлия Цезаря, французскую воительницу Жанну Д`Арк, итальянского диктатора Бенито Муссолини, русского писателя Льва Толстого, разрушителя СССР Михаила Горбачёва и даже главного идеолога большевизма Владимира Ленина! Удобно иметь столь обширный пантеон святых: коммунисты, монархисты, пацифисты, фашисты, либералы – каждый найдёт себе «святого» по вкусу.
Внешне главный храм Као-Дай напоминает католический собор: так же вытянут в длину, с двумя башнями-колокольнями на фасаде. На стене возле входа красуется фреска, изображающая подписание договора между Богом и людьми. Договор подписывают французский писатель Виктор Гюго и китайский революционер Сунь Ятсен. На французском и китайском языках они выводят на договоре фразы «Бог и Человечество» и «Любовь и Правосудие». Стоящий рядом вьетнамский поэт Нгуен Бинь Кхием держит в руках чернильницу, вокруг которой такой же светящийся нимб, как и вокруг голов собравшихся.
Внутри храма с одной стороны алтарь, а напротив хоры, разве что вместо органа – музыканты с народными инструментами. Потолки украшены звёздами и изображениями драконов, также свернувшимися в форме звёзд. По краям зала предусмотрен балкон, на который могут подняться зрители-иностранцы. Ритуалы проходят в 6 часов утра, в полдень, в 6 вечера, и в полночь.
Женщины обязаны входить в храм слева, мужчины – справа. Для жрецов и паломников выделен огороженный колоннами коридор в центре зала: в эту зону туристам запрещёно наступать вне зависимости, идёт служба или нет. Во время службы этот священный коридор как бы удлиняют, так что он выходит на площадь за пределы храма. Служители Као Дай перекрывают проезд и проход по площади, выставляя запрещающие знаки. Похоже, что прозревающий на время ритуала космический глаз желает видеть только поклоняющихся ему, и никаких случайных людей.
В полу за алтарём главного храма спрятан люк и ещё один есть в самом шаре. Возможно, в отсутствие «хозяина», космическим шаром можно как-то управлять: включать его подсветку, вращать и создавать прочие удивительные для прихожан эффекты, практикуемые ещё жрецами древнего Египта.
Синие, жёлтые и красные одежды служителей культа символизируют религии, оказавшие наибольшее влияние на Као Дай: буддизм, даосизм и католицизм. Каодаисты верят в переселение душ и в закон кармы как буддисты, практикуют оккультизм как даосы, а во главе религиозного движения стоит папа как в католицизме. Правда, с 1933 года место папы вакантно, и трон его в главном храме пустует. Вместо него правят 12 высших иерархов, и только они имеют право на связь с духами, вещающими на английском, французском, китайском и вьетнамском языках.
От простых последователей требуется четырежды в день простираться перед изображением глаза, молиться перед сном и едой, а также соблюдать моральные законы: не убивать, не воровать, не лгать, не пить алкоголь, воздерживаться от чувственных удовольствий и употребления мяса (хотя бы 10 дней в месяц). Об остальном поведают духи, когда придёт время. В каодаизме нет определённого канона, и генеральная линия религиозных иерархов может колебаться в зависимости от ситуации в Высших сферах. Правда, божество выходит на связь редко – стоящая у власти во Вьетнаме коммунистическая партия не одобряет спиритизм и «столоверчение» - и с этим приходится считаться даже Космическому разуму.
Прошли те времена, когда секта Као Дай имела полную поддержку властей – ещё французских, колониальных. На открытии главного храма присутствовало высшее руководство французской администрации Индокитая, а первыми адептами Као Дай стали крупные чиновники-вьетнамцы.
Когда-то общение с духами было привычным явлением во вьетнамских деревнях. Однако с появлением нового культа простые деревенские шаманы и медиумы оказались вне закона и даже штрафовались за свою деятельность. Поддерживаемая властями секта монополизировала связь с духами и загробным миром. Теперь даже за бытовым советом крестьянину нужно было идти не к шаману, а в церковь Као Дай.
Последователи учения числились националистами, однако во время войны в Индокитае с 1926 по 1954 год «националистическая» армия Као Дай, насчитывавшая около 50 тысяч человек, входила в состав южновьетнамской армии и воевала с Вьетминем (вьетнамскими коммунистами, борющимися за освобождение страны от интервентов) на стороне… иностранцев: французов и японцев. Территории, занимаемые религиозными фанатиками, были наглухо закрыты для коммунистов – не помогло даже влияние Святого Ленина. Лишь небольшие диссидентствующие группы каодаистов, вроде партизанского отряда Чинь Минь Тхе, пытались противостоять ещё и французам, но возможно, что существовали они лишь для отвода глаз.
Пришедшие во Вьетнам американцы не поняли хитрой политической игры французов и перестали поддерживать секту. Войско Као Дай было распущено, и освобождённые от сектантов территории тут же заняли коммунисты, противники американцев.
После победы коммунистов и объединения Вьетнама в 1975 году секту запретили, реквизировав всё её имущество. Однако в 1985 Као Дай разрешили вновь, а храмы вернули. Судя по состоянию принадлежащей храму территории в Тай Нине, сегодня община Као Дай живёт неплохо. Деньги на её нужды приходят из-за рубежа: считается, что их жертвуют вьетнамские эмигранты. Пусть культ не имеет былой политической и, тем более, военной силы, однако и не умирает. Яркий главный храм Као-Дай – один из основных туристических аттракционов в окрестностях Хо Ши Мина.
Но, кто знает, возможно, в один из дней Глаз снова прикажет взять оружие, и тогда разноцветные наряды вегетарианцев-последователей Као Дай вновь сменятся на форму цвета хаки.
Для Discovery